Антидетонационные свойства бензинов. Октановое число
Октановое число — один из важнейших показателей качества автомобильных бензинов при их применении в карбюраторных двигателях.
Октановое число характеризует антидетонационные свойства топлив, или его детонационную стойкость.
Детонационная стойкость зависит от хим. состава нефтепродукта. Наименьшая стойкость у н-парафинов, наибольшая — у ароматических углеводородов и изопарафинов. Олефины и нафтены занимают промежуточное положение. Нормальные парафиновые углеводороды тем больше способны вызывать детонацию, чем выше их молекулярная масса, т.е. они наиболее склонны к окислению, при котором образуются гидроперекиси. С повышением температуры в период сжатия рабочей смеси в цилиндре гидроперекиси столь быстро распадаются с выделением тепла, что происходит воспламенение образующихся продуктов. Распад гидроперекиси способствует образованию промежуточных соединений, которые образуют новые гидроперекиси. Таким образом, окисление топлива приобретает характер цепной реакции, что и вызывает детонационные стуки в двигателе.
Для повышения детонационной стойкости топлива, в частности пря- могонных бензинов, к ним добавляют риформаты — бензины, прошедшие ароматизацию на установках каталитического риформинга, изомеризаты, алкил-бензины, бензины, полученные на установках каталитического крекинга. На основе этих компонентов готовят товарные автобензины.
Ранее для повышения октанового числа автобензинов к ним добавляли этиловую жидкость, в основе которой находился тетраэтилсвинец РЬ(С2Н5)4. Он обладает высокими антидетонационными свойствами, и при его применении до 3 г/кг бензина октановое число можно было поднять на 17-20 пунктов. Однако из-за его высокой токсичности и загрязнения окружающей среды окислами свинца доля его применения в последнее время резко снизилась.
Вместо него в бензин добавляют различные присадки, повышающие детонационную стойкость, например, метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), этилтретбутиловый эфир (ЭТБЭ) и др. Применяют их в количествах 10-15% к смеси. Детонационную стойкость топлива для карбюраторных двигателей принято выражать октановым числом. Определяют его в лабораторных условиях сравнением поведения испытуемого топлива со смесью эталонных на одноцилиндровом двигателе с изменяющейся степенью сжатия. В качестве эталонных топлив выбраны изооктан, имеющий антидетонационные свойства, условно принятые за 100 баллов, и нормальный гептан, имеющий эти свойства, равные нулю.
Таким образом, октановое число топлива соответствует процентному соотношению изооктана (2,2,4-триметилпентана) в смеси с нормальным гептаном, которая при стандартных условиях испытания проявляет такую же детонационную стойкость, как и испытуемый бензин. Октановое число определяют по моторному методу (м.м.) и исследовательскому методу (и.м.).