Лекция 2
Бодрийяр вводит в научный оборот понятие «симулякр» - копия, которая не имеет оригинала. Знак теряет связь со своим референтом, начинает самостоятельное существование, обретает статус единственной и самодостаточной реальности. Бодрийяр считает, что существует три порядка симулякра: подделка, производство и симуляция.
Подделка – это копия реальность существующего объекта, обладающего ценностью. В качестве примера можно привести создание художником-любителем копии картины Казимира Малевича «Черный квадрат».
Производство предусматривает тиражирование образа ради получения финансовой выгоды. Картина Малевича производиться на конвейере, и открытка с «черным квадратом» оказывается на приливках магазинов.
Симуляция уже не имеет связи со своим прообразом, заменяет реальность.
Идея симулякра заключается в том, что он гипертрофирует все вокруг: война становится более кровавой, а терроризм куда более жестоким ,чем они есть на самом деле. Теория «симулякра» стала известна массовой аудитории, когда Бодрийяр заявил, что война 1991 года в Персидском заливе – это симулякр. По мнению Бодрийярка, ни какой войны в действительности не было. «Буря в пустыне» - это имевшее высокие рейтинги новое телевизионное шоу, которое показывали по CNN. Возможности компьютерной графики позволяют реалистично симулировать военные действия. И если в режиссерском кресле окажется талантливый режиссер, умеющий работать со спецэффектами, например Стивен Спилберг, можно создать интересное телевизионное шоу «Война в Персидском заливе». Доказательством того, что война в Персидском заливе могла быть симулякром, является развитие нового направления в киноискусстве – «fakumentary», то есть поддельного документального кино, когда кадры из архива монтируются с постановочными кадрами. Фильм «Первые на Луне» рассказывает о высадке советских космонавтов на Луну, о победе СССР в космическом противостоянии двух сверхдержав. Причем фильм сделан настолько качественно, что не читавший учебник истории школьник обязательно поверит тому, что происходит на экране.
Общая характеристика развития отечественной социологии (Россия и Беларусь)
Особенности российской социологии:
1. Прагматическая направленность (ответ на потребности общества) – в основном, оппозиционно-критическая направленность;
2. Поиск пути развития, социолог – активный участник жизни
3. Высокий уровень социологической мысли сочетался с фактической изоляцией от социально-политических процессов
4. Наличие мессианской «русской идеи», «духа народа»
5. Органический подход к обществу (мир – иерархическое целое, где общество и человек – это элементы, единство микрокосмоса и макрокосмоса, тенденции описания всемирной эволюции
6. Разработка проблем социальной динамики (эволюции и прогресса), формул прогресса
7. Религиозный характер социального мышления
8. Субъект рассматривается внутри бытия, т.е. процесс преобразования и познания совпадают
9. Центральные проблемы – социальное поведение, социальной мотивации и социальной структуры
10.Тенденция к обоснованию идей социального примирения, равновесия, баланса, кооперации и солидарности
Формируются два течения:
· Славянофильство - самобытность культурных типов, община как социокультурная форма социального бытия, соборность как принцип организации социальной жизни, отрицание государственности, особая роль духовной, религиозной детерминации социального поведения людей
· Западничество - единство мировой истории, революционный прогрессизм, анализ народов и классов (массовый субъект), концепция социальных конфликтов
Институционализация социологии на этом этапе происходила в основном за рубежом: 1901г. Ковалевский и Е.В. де Роберти создали в Париже Русскую школу общественных наук, где преподавали социологию.
Начало 20 века – 1922г. – П. Сорокин, четкое самоопределение социологии как общей теории социального.
Хронология развития русской социологии:
1921г. – социологическая секция при историческом факультете Петербургского университета
1916 – русское социологическое общество имени Ковалевского
1917 – научная степень по социологии, открытие 2 кафедр социологии
1920 – факультет общественных наук с социологическим отделением в Петроградском университете (П. Сорокин)
В 1922г. ведущие профессора-обществоведы немарксисты были выгнаны из России, были закрыты все кафедры социологии, оппозиционные журналы.
Возрождение социологии произошло в 60-е годы 20 века.
В 60-е годы была выработана трехуровневая концепция социологии: исторический материализм как общесоциологическая теория, частносоциологические теории, обобщение социальных фактов. Преимущественная тематика исследований - бюджет времени, трудовые взаимоотношения, потребительский бюджет и советский образ жизни, проблемы семьи и брака.
· 1962 образование советской социологической ассоциации
· 1969 – Институт конкретных социальных исследований (сейчас Институт социологии РАН)
Социология в Беларуси
18-19 век – Ф. Багушевич, К. Калиновский, А. Пашкевич (самобытность белорусского народа, слияние с социальной философией и работами этнографического и демографического характера.
1921г. БГУ, кафедра социологии и первобытной культуры;
1923 – первый курс по социологии
1922 – Институт белорусской культуры (с 1929 – Академия наук Беларуси);
1927- первое социологическое исследование «Рабочая молодежь Беларуси» - выборочное исследование ценностных ориентаций и уровня культурного развития социальных групп молодежи, выборочное обследование образа жизни студенческой молодежи.
К.20-х – нач. 30-х – выборочные опросы по изучению религиозности и антирелигиозных установок населения
1968 – сектор конкретных социальных исследований (институт философии и права АН БССР) – руководитель проф. Г.П. Давидюк
1967 – проблемная социологическая лаборатория в БГУ (с 1991 года – Социологический центр БГУ)
60-70 – развитие социологии во всех ведущих вузах Беларуси (Гомель, Брест, Гродно)
1978 – Сектор методологических проблем социологических исследований (Институт философии и права Академии наук Беларуси Е.М. Бабосов),
1990 – Институт социологии (первый директор - Е.М. Бабосов)
1989 – открытие отделения социологии и кафедры социологии в БГУ (А.Н. Елсуков)
1991 – Ассоциация белорусских социологов.
Белорусские социологи принимают активное участие во Всемирной социологическом конгрессе, являются членами Международном ассоциации социологов.