Аргументация как логическая процедура обоснования. Структура аргументации. Роль аргументации в научном обосновании.

Аргументация – это логическая процедура, направленная на обоснование позиции одного человека с целью последующего ее понимания и принятия другим человеком. Из определения аргументации видно, что она заключает в себе два аспекта – логический и коммуникативный.

С точки зрения логической теории аргументация представляет собой логическую (мыслительную) процедуру поиска и предъявления оснований для определенного положения. Строго логически истинность входящих в аргументы элементов должна определять истинность обосновываемой позиции. Такое положение дел является нормой для научных коммуникаций. За пределами последней, как правило, аргументируемое положение опирается на основание иного рода, например, на мнение авторитета, сиюминутное настроение аудитории, на силу традиции, на стереотипы, на религиозную веру и т.д.

От вопросно-ответного комплекса аргументация отличается двумя важными признаками. Во-первых, в рамках аргументации происходит отбор из уже известных положений тех, которые необходимы для обоснования данной позиции. Во-вторых, в аргументации обе стороны – и аргументатор, и реципиент – активны, то есть между ними имеется как прямая, так и обратная связь. Коммуникативный процесс осуществляется в обоих направлениях, в то время как в ВОК – от вопрошающего к отвечающему.

В структуру аргументации входят тезис, аргументы (основания, доводы) и демонстрация.

Тезис – это положение, позиция, которая подлежит обоснованию, Именно ему должен уделять основное внимание аргументатор или оппонент. Это означает, что в процессе аргументации любая вовлекаемая в него информация должна концентрироваться вокруг тезиса и служить его детальному анализу.

В разных ситуациях происхождение тезиса различно. Оспариваемым тезисом может стать ответ на какой-либо вопрос, высказанное кем-то мнение по определенному предмету. В случае организованной полемики тезис формулируется заранее.

В споре и пропонент, и оппонент, как правило, придерживаются своего тезиса. Однако если становится очевидной несостоятельность тезиса, можно ожидать отказ от него одной из сторон; но это еще не значит, что принят тезис противника.

Аргументы – это известные, ранее добытые положения, с помощью которых достигается обоснованность и убедительность тезиса. Подбор аргументов – дело творческое. Множество различных факторов оказывает влияние на их отбор: мировоззрение, уровень образования аргументатора, его идеологические и культурные установки, конкретные обстоятельства, сопровождающие процесс аргументации и т.л. По этой причине понятные и убедительные основания в одной аудитории, в другой аудитории могут оказаться несостоятельными, то есть неубедительными и непонятыми.

Аргументы, используемые в доказательствах, бывают следующих видов:

- установленные общие положения: философские принципы, принципы рассматриваемой области науки, правила нравственности, нормы права;

- суждения, принимаемые в качестве очевидных: аксиомы научной теории; знания о психологии человека, зафиксированные, например, в пословицах, изречениях и т.п.; в юридической практике – презумпции, например, презумпция невиновности;

- удостоверенные суждения о фактах: в науке – это данные наблюдения и эксперимента; в юридических доказательствах – проверенные показания свидетелей или протокол осмотра места преступления.

Демонстрация – это логическая связь тезиса и аргументов. Принудительная сила аргументации детерминирована характером демонстрации. Демонстрация в форме дедуктивных умозаключений имеет наибольшую принудительную силу, если, конечно, она логически корректна (то есть соответствует законам и правилам логики): «Все люди умеют мыслить. Я человек. Следовательно, я умею мыслить». В данном случае тезис «Я умею мыслить» с логической необходимостью вытекает из приведенных аргументов.

Демонстрация в форме индукции, то есть когда общий тезис выводится из ряда однотипных частных аргументов, или в форме аналогии обладает меньшей логической необходимостью по сравнению с дедукцией. Например, при проверке на предмет качества данного количества единиц товара из данной партии, при условии их полного соответствия нормативам, делается вывод о том, что вся партия товаров качественна, о чем и свидетельствует сертификат. Но иногда то, что было принято как обоснованное и убедительное, может оказаться ложным. Скажем, некачественная единица товара может не попасть в контрольную группу, а значит, поступит в торговлю как качественная. Очень часто демонстрация в форме сравнения, метафоры преследует цель оказать воздействие не на логическую сторону человеческого сознания, а на эмоциональную (чувственную). В таких случаях логическая связь тезиса и аргументов оттесняется воздействием психологического характера, основанного на привычном и очевидном. Например, необходимость полностью и в срок платить налоги сравнивают с привычным и очевидным внесением части доходов членов семьи в общий семейный котел.

Цель познания в науке и практике – достижение достоверного, объективно истинного зна­ния, на основе которого возможно активное воздействие человека на окружающий мир с целью его преобразова­ния. Результаты научного и практического познания призна­ются истинными, если они прошли не только внутреннюю, субъективную проверку у самого исследователя, но выдержа­ли также межличностное обоснование и стали «истиной для всех». Естественной формой объективизации знаний в об­ществе являются информационно-коммуникативные процес­сы, то есть передача информации в процессе общения между людьми. К ним относятся научные и практические конферен­ции, совещания, политические дискуссии, различные формы обучения, деловые беседы, судебные процессы и многие дру­гие виды общения.

Выступающий в коммуникативном процессе с новыми идеями ученый выполняет двоякую задачу. Во-первых, он пе­редает слушателям или читателям новую информацию, и, во-вторых, убеж­дает аудиторию принять эту информацию. Именно с этим процессом убеждающего воздействия информатора на реци­пиента в коммуникативном процессе и обязан смысл термина аргументация

Аргументацияодин из способов обоснования утверждений (суждений, гипотез, концепций и т.д.). Утверждения могут обосно­вываться путем непосредственного обращения к действительности (посредством наблюдения, эксперимента и других видов практической деятельности), а также с помощью уже известных положений (аргументов) и средств логики. Во втором случае обоснование тоже осуществляется путем обращения к действительности, но не непосредственного, а опосредованного. Обоснование второго рода называется аргументацией.

Аргументация – это полное или частичное обоснование какого-либо утверждения с использованием других утверждений. Предполагается, что в «правильных» аргументациях другие утверждения полностью или хотя бы частично обоснованы и обосно­вываемое положение из них логически следует или, по крайней мере, они подтверждают его.

Задачей аргументации является выработка убеждения или мнения в истинности какого-либо утверждения. Убеждение – полная уверен­ность в истинности, мнение – тоже уверенность, но неполная. Убеждение и мнение могут, конечно, вырабатываться не только на основе аргументации или наблюдения и практической деятельности, но и пу­тем внушения, на основе веры и т.д.