Концепция неявного знания М. Полани и концепция «кейс стадис». Диалектическая концепция развития науки

Известный химик и философ Полани показал в конце 50-х годов XX века, что предпосылки, на которые ученый опирается в своей работе, невозможно полностью вербализовать, т. е. выразить в языке. «То большое количество учебного времени, – писал он, – которое студенты-химики, биологи и медики посвящают практическим занятиям, свидетельствует о важной роли, которую в этих дисциплинах играет передача практических знаний и умений от учителя к ученику. Из сказанного можно сделать вывод, что в самом сердце науки существуют области практического знания, которые через формулировки передать невозможно». Знания такого типа Полани назвал неявными знаниями. Ценностные ориентации можно смело причислить к их числу.

Итак, традиции могут быть как вербализованными, существующими в виде текстов, так и невербализованными, существующими в форме неявного знания. Последние передаются от учителя к ученику или от поколения к поколению на уровне непосредственной демонстрации образцов деятельности или, как иногда говорят, на уровне социальных эстафет.

Противопоставление явных и неявных знаний дает возможность более точно провести и осознать давно зафиксированное в речи различие научных школ, с одной стороны, и научных направлений, с другой. Развитие научного направления может быть связано с именем того или другого крупного ученого, но оно вовсе не обязательно предполагает постоянные личные контакты людей, работающих в рамках этого направления. Другое дело – научная школа. Здесь эти контакты абсолютно необходимы, ибо огромную роль играет опыт, непосредственно передаваемый на уровне образцов от учителя к ученику, от одного члена сообщества к другому. Именно поэтому научные школы имеют, как правило, определенное географическое положение: Казанская школа химиков, Московская математическая школа и т.п.

Итак, введенное М.Полани представление о неявных знаниях позволяет значительно обогатить и дифференцировать общую картину традиционности науки. Сделаем еще один шаг в этом направлении. Не трудно заметить, что в основе неявных традиций могут лежать как образцы действий, так и образцы продуктов. Это существенно: одно дело, если вам продемонстрировали технологию производства предмета, например, глиняной посуды, другое – показали готовый кувшин и предложили сделать такой же. Во втором случае вам предстоит нелегкая и далеко не всегда осуществимая работа по реконструкции необходимых производственных операций. В познании, однако, мы постоянно сталкиваемся с проблемами такого рода.

В концепции «кейс стадис» история науки «квантуется», расчленяется на отдельные события, характеризующиеся неповторимостью, уникальностью. В этой концепции развития науки на первый план выдвигаются субъективные, личностные моменты научного творчества, научного события, что в наибольшей степени присуще гуманитарным наукам. В «кейс стадис» (данное английское выражение можно перевести как «исследование (для) данного случая (события)») научное событие сравнивается с каплей воды, в которой отражается вся сложность научного поиска, в нем как в фокусе, сходятся, переплетаются различные особенности развития науки, причем здесь и сейчас.

В диалектической концепции развитие науки представлено как сложный нелинейный процесс производства и организации объективных знаний о мире. В качестве источника развития науки рассматриваются различные типы противоречий, как внутренние так и внешние. К внутренним относятся противоречия между теорией и фактами, между противоположными гипотезами, концепциями, между различными системами идеалов и критериев научности, между эмпирическим и теоретическим уровнями познания, между парадигмами, научно-исследовательскими программами, противоречия внутри теории и т.д. Внешние противоречия возникают и разрешаются в ходе взаимодействия науки с другими сферами культуры – философией, религией, идеологией, экономикой и т.д. Доминирующими являются внутренние противоречия. Именно они лежат в основе закономерностей исторического развития науки, определяют смену теорий, парадигм, научно-исследовательских программ, научных картин мира, задают магистральные направления научного поиска.

В диалектической модели эволюционные и революционные фазы развития науки закономерным образом взаимосвязаны. Научные революции являются способом разрешения накопившихся противоречий, формой смены научных картин мира, научно-исследовательских программ и парадигм и соответствующих им теорий. Как следствие на новой эволюционной стадии достигается более глубокое понимание окружающего мира, расширяется доступный научному исследованию фрагмент мира, открываются новые структурные уровни организации универсума и законы.