Анализ качества произведенной продукции. Обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции

 

Вопрос качества — это вопрос экономии материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов. Качество харак­теризуется надежностью, долговечностью, безопаснос­тью, наличием или отсутствием рекламации.

В условиях рынка обеспечение конкурентоспособно­сти, получение наиболее выгодных контрактов возмож­ны для тех предприятий, у которых уровень качества со­ответствует требованиям внутреннего и внешнего рынков. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.

Основными задачами анализа качества являются:

- оценка качества выпускаемой продукции,

- выявление причин снижения качества,

- установление влияния изменения качества на
объем выпуска.

В условиях рынка оценка качества строится на пока­зателях, отражающих конкурентоспособность продук­ции на внутреннем и внешнем рынках. Качество — это величина непостоянная. Она зависит от:

- уровня применяемой техники и технологии,

- уровня квалификации,

- дисциплины.

К обобщающим показателям, характеризующим ка­чество продукции, относят:

- объем и удельный вес сертифицированной продукции в общем объеме выпуска продукции;

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории каче­ства;

- средний коэффициент сортности;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции.
Обобщающие показатели характеризуют качество всей продукции независимо от ее вида и назначения.

Частные показатели качества характеризуют техни­ческие и потребительские свойства продукции.

Целесообразно анализ качества осуществлять на ста­дии проектирования.

Сертификация — это процедура, посредством которой авторитетным органом проверяется и удостоверяется со­ответствие отдельных видов продукции требованиям, оп­ределенных в нормативно-технических документах. Уро­вень качества оценивается во всех странах в соответствии со стандартами ИСО.

Сертификация осуществляется органом Госстандарт и институтами, получившими название ГОСТ.

Анализ качества начинается с общей оценки выпол­нения задания и динамики выпуска сертифицирован­ной продукции (СП). Данные для анализа берутся из оперативно-технического учета и отчетности.

Аналитическими показателями, характеризующими качество, являются удельный вес (У) или коэффициент (К) сертифицированной продукции в общем объеме вы­пущенной продукции (Q) в действующих оптовых ценах предприятия без НДС и акцизов: У = (СП/Q) х 100% или К = СП / Q.

Показатели характеризуют долю в процентах или уровень продукции в копейках на 1 рубль общего объе­ма продукции (работ, услуг).

Сопоставляя фактический удельный вес или коэффи­циент сертифицированной продукции с аналитическими показателями за прошлый год или заданием, можно су­дить о выполнении задания повышения качества или изменении качества по сравнению с прошлым годом.

При невыполнении задания по выпуску сертифици­рованной продукции необходимо проанализировать но­менклатуру сертифицированной продукции и устано­вить, по каким видам продукции фактический объем не достиг планового уровня. Следует выяснить причины изменения удельного веса сертифицированной продук­ции по сравнению с прошлым годом.

Важнейшим направлением аналитической работы является анализ новых видов продукции (работ, услуг). Данные для анализа содержатся в форме № 5НТ. По данным этой формы отчетности и оперативно-технического учета рассчитываются и анализируются следующие показатели:

• уровень модернизации продукции как отношение
объема модернизированной продукции к общему
объему выпуска продукции в действующих опто­вых ценах;

• уровень обновления продукции как отношение
объема новой продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах.

Рассчитанные показатели сопоставляются с плано­выми и показателями за предыдущий период, за ряд лет.

По данным единовременной отчетности формы № 5НТ (образцы) устанавливают, как начат выпуск пер­вой промышленной серии образцов, выясняют причи­ны того, почему не приняты в дальнейшее производство некоторые образцы (в серийное или массовое).

В условиях рыночной экономики усиливается значе­ние экономических форм защиты интересов потребите­лей от поставок им некачественной продукции. Одной из форм защиты является право потребителя на предъявление поставщиком рекламаций.

Рекламация — претензия, предъявляемая поставщи­ку в связи с поставкой продукции, качество которой не соответствует условиям договора или контракта на по­ставку продукции. Наличие или отсутствие рекламаций является обоб­щающим показателем нестабильности (стабильности) качества продукции.

Наличие зарекламированной продукции уменьшает объем реализованной продукции, повышает себестои­мость, снижает прибыль, ухудшает финансовое положе­ние предприятия. В процессе анализа выявляется:

• количество предъявленной и принятой реклама­ций в целом и по важнейшим видам продукции;

• количество и стоимость продукции, по которой принята рекламация;

• удельный вес зарекламированной продукции в общем объеме реализованной продукции в действу­ющих оптовых ценах.

Затем анализируют динамику количества принятых рекламаций, стоимости и доли зарекламированной про­дукции по сравнению с прошлым годом или за ряд лет в целом по всей продукции и по важнейшим видам. Это дает возможность выявить изделия, на которые предъяв­лено наибольшее количество рекламаций, и обратить внимание на качество выпускаемой продукции.

В заключение анализа необходимо выявить влияние рекламирования продукции (снижение качества) на фи­нансовые результаты. Для расчета количественного вли­яния необходимо плановую долю прибыли или долю при­были за предыдущий год в общем объеме реализованной продукции умножить на объем зарекламированной продук­ции в действующих оптовых ценах.

Наряду с вышеуказанными показателями можно проанализировать коэффициент сортности. Показа­тели сортности рассчитываются не во всех отраслях про­мышленности, а только в тех, где, либо есть деление продукции по сортам, либо деления по сортам нет, но имеются различные цены в зависимости от качества продукции (легкая и пищевая промышленность). В этих отраслях обобщающим показателем качества является коэффициент сортности (Кс) и выражающая его сред­няя цена изделия (Z). И средний сорт, и средняя цена определяются по средней арифметической взвешенной. При оценке выполнения плана по коэффициенту сортности фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, при изуче­нии динамики качества — с данными прошлого года.

Коэффициент сортности (Кс) можно определить как отношение стоимости продукции всех сортов (EqiZi) к стоимости продукции, исчисленной по первому сорту (SqiZlc):

Кс = EqiZi / EqiZlc.

Изменение качества выпускаемой продукции оказыва­ет влияние на изменение объема реализации и прибыли. Для того чтобы проанализировать влияние изменения ка­чества на объем выпуска и реализации, необходимо оп­ределить:

1) коэффициент сортности по плану и по факту, найти отклонение, дать оценку изменения качества;

2) по средней арифметической взвешенной рассчитать
среднюю цену по плану и по факту, определить откло­нение, дать оценку;

3) рассчитать количественное влияние изменения
качества на изменение стоимости реализации. Для это­го необходимо отклонение по средневзвешенной цене умножить на фактический объем выпуска.

По результатам проведенных расчетов сделать выводы. Влияние качества продукции на изменение выпуска товарной продукции (+ТП), изменение выручки от ре­ализации (±В) и прибыли (±П) можно определить по формулам:

±ТП = (Z1 – ZO) x qnK,

±В = (Z1 - ZO) x Vpn. пк,

±П = ((Z1 - ZO) x Vpn. пк) - ((С1 - СО) x Vpn. пк),

где ZO, Z1 – цена изделия соответственно до и после изменения качества;

СО, С1 – соответственно уровень себестоимости до и после изменения качества;

qnK – количество продукции повышенного качества;

Vpn. пк – объем реализованной продукции повы­шенного качества.

Косвенными показателями качества выпускаемой продукции являются штрафы за некачественную про­дукцию, объем и удельный вес бракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака.

Брак производства не является параметром (показа­телем) качества продукции, так как брак — это непро­изводительные затраты.

Бракованной является продукция, которая не может быть использована по назначению.

Однако стоимость и уровень брака продукции явля­ется важнейшей характеристикой качества, техническо­го и организационного уровня производства продукции и качества выполненных работ. Поэтому анализ брака в производстве расширяет и углубляет информацию о ре­альном положении дел на предприятии с качеством вы­пускаемой продукции.

Брак делится на исправимый и неисправимый. К ис­правимому браку относят изделия, затраты на исправле­ние которых не превышают затрат по изготовлению новых (т. е. после дополнительных затрат). Неисправи­мый (окончательный) брак предполагает, что дополни­тельные затраты проводить невозможно или нецелесо­образно.

Исправление брака приводит к удорожанию себесто­имости продукции, снижению прибыли, а неисправи­мый брак приводит к снижению объема производства, повышению себестоимости и снижению прибыли.

По месту выявления брака брак делится на внутрен­ний (выявленный на предприятии) и внешний (выявлен­ный потребителями).

Источниками информации для проведения анализа являются данные оперативно-технического учета и данные бухгалтерского учета. Анализ потерь от брака осу­ществляют следующим образом:

- определяют величину окончательно забракованной продукции по периодам (прошлый год и от­четный), находят отклонение, дают оценку;

- анализируют показатели в динамике;

- определяют удельный вес брака в себестоимости
товарной продукции по периодам, дают оценку;

- определяют влияние изменения потерь на величи­ну объема выпуска, т. е. сумму недовыпущенной продукции в результате допущенного брака. Что­
бы рассчитать объем недовыпущенной продукции,
необходимо объем продукции отчетного года ум­ножить на уровень брака в себестоимости товар­ной продукции и разделить на 100%.

-Унд. п = (Утп. ф х % брака) / 100%,

где (-увд. п) – объем недовыпущенной продукции;

Утп. ф – объем товарной продукции по факту;

% брака — уровень брака в себестоимости.

Затем выявляются причины снижения качества и до­пущенного брака по местам их возникновения, центрам ответственности. Разрабатываются мероприятия по ус­транению брака и повышению качества. Основными причинами снижения качества являются:

- низкое качество исходного сырья,

- низкий технический уровень основных фондов,

- низкий уровень организации и технологии произ­водства,

- недостаточная квалификация рабочих,

- аритмичность производства.