Законы психологии управления
Объективность самооценки. Закон неопределённости самооценки:
неадекватность Ос=П/З, где П – познавательная составляющая, З – защитная составляющая самооценки.
При оценке своей личности у большинства людей преобладает защитный компонент самооценки, то есть объективная самооценка невозможна. Это говорит о том, что человек защищается от возможной неблагоприятной оценки других людей, даже если остаётся наедине с собой. Для успешной деятельности менеджер в плане самосовершенствования должен уменьшить защитную составляющую, тогда объективность самооценки повысится.
Закон распределения смысла управляющей информации:
Деловая информация (директивы, приказы, инструкции, распоряжения) изменяет свой смысл при движении по уровням управления и степень искажения тем больше, чем больше число людей, через головы которых проходит эта информация. Все слова остаются в первоначальном положении, а их перестановка, разное понимание приводят к искажению. Для менеджера важны учёт системности, стремление к совершенствованию речи и документов, однозначность терминов.
Закон психологического самосохранения:
Абсолютное большинство людей не может решать творческие задачи в условиях недоброжелательной критики или её угрозы. Например: идёт представительное совещание. Один из руководителей служб высказался невпопад: «Садись, Петров, ты всегда начинаешь с глупостей» – была реакция начальника. Угроза ( в данном случае оказаться в дураках) независимо от воли выключает мыслительный аппарат, коллективный мозг выключается надёжно и надолго. Исследования показывают, что из ста человек в таких условиях нормально могут работать всего лишь трое. Учитывая этот закон, менеджер должен обсуждать любую проблему в режиме разделения времени, сначала сбор предложений без их критического разбора, затем их анализ. Ведущий мотив.
Закон прямой зависимости успехов в работе руководителя от его способностей:
Успехи в деятельности руководителя прямо пропорциональны его способности к управлению трудовым коллективом. Для менеджера необходим тщательный профессиональный отбор. Существует ряд методик измерения числа интеллектуально-психологических и этических качеств человека, которые позволяют достаточно достоверно делать выводы о соответствии должности.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕКИЙ ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ
Тренинг социально-психологических и психотехнических умений, необходимых для общения, заключается в выработке социально-психологических умений, связанных с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания:
- умение психологически верно и ситуативно обусловлено вступить в общение;
- умение поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнёра;
- умение психологически точно определить «точку» завершения общения;
- умение прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;
- умение прогнозировать реакции партнёров на собственные акты коммуникативных действий;
- умение психологически настраиваться на эмоциональный тон партнёров по общению;
- умение овладеть и удержать инициативу в общении;
- умение спровоцировать «желаемую реакцию» партнёра по общению;
- умение преодолевать психологические барьеры в общении;
- умение снять излишнее напряжение;
- умение эмоционально настраиваться на ситуацию общения;
- умение психологически адекватно ситуации общения выбрать жесты, позы, ритм своего поведения;
- умение мобилизоваться на достижение поставленной коммуникативной задачи.