Факторный анализ прибыли от продаж

Основной доход организация получает от ведения обычной деятельности, чистый финансовый результат от которой – это прибыль от продаж.

Формула «Прибыль = Выручка – Себестоимость – Коммерческие расходы – Управленческие расходы» не используется, поскольку в данном случае прибыль от продаж является частью выручки. В этом случае на прибыль оказывают влияние изменения не только абсолютных величин выручки и расходов, но и структуры выручки.

Таким образом, прибыль от продаж зависит от «качества» и «количества» выручки. «Качество» выручки характеризуется ее структурой, а «количество» – ее величиной.

Методика анализа прибыли от продаж включает в себя следующие этапы:

1. Изучение учетной политики предприятия в части формирования расходов организации.

2. Если выявлены разные подходы в учетной политике в двух сравниваемых периодах, то показатели, характеризующие финансовые результаты, предварительно приводятся в сопоставимый вид.

3. Составляется модель для анализа прибыли от продаж:

Прибыль от продаж = Выручка × ρпродаж

4. Определяется влияние изменения «количества» выручки на изменение прибыли от продаж.

Величина выручки зависит таких факторов, как цены реализации и объем продаж:

,

где: В – выручка от продаж,

– уровень цен,

– объем продаж.

Показатели выручки за прошлый и отчетный периоды представлены в форме №2, но в общем случае определяется по формулам:

,

.

Для учета изменения цен реализации используется индекс цен (Iz), при помощи которого рассчитывается выручка в сопоставимых ценах ():

.

Если в организации данных по индексам цен нет, то используются данные статистики (отраслевой) или индекс инфляции (если нет отраслевой статистики).

Индекс инфляции = Темп прироста индекса цен.

Изменение уровня цен и объемов продаж оказывают влияние на изменение выручки, а изменение выручки – на изменение прибыли:

5. Определяется влияние изменения «качества» выручки на изменение прибыли то продаж. Для анализа используется следующая модель:

 

,

где – рентабельность продаж базисного периода,

УС – уровень себестоимости в выручке,

УКР – уровень коммерческих расходов в выручке,

УУР – уровень управленческих расходов в выручке.

С помощью метода цепных подстановок получаем:

=

=

6. Определяется общее изменение прибыли от продаж:

 

Рассмотрим выделенные этапы на примере:

Индекс инфляции = 10%, тогда =1,1

1) Модель: Прибыль от продаж = Выручка×

2) Определение выручки в сопоставимых ценах:

= =83950,91 (тыс.руб.)

3) Определение влияния «количества» выручки на прибыль от продаж:

(92346 – 83950,91)×0,1799 = 1509,91 (тыс.руб.)

(83950,91 – 56273)×0,1799 = 4978,02 (тыс.руб.)

6487,93 (тыс. руб.)

4) Определение влияния «качества» выручки на прибыль от продаж (с использованием данных табл. 2.1):

-92346 ×0,005242 = -484,07 (тыс.руб.)

-92346 × (-0,007192) = 750,96 (тыс.руб.)

-92346× (-0,008132) = 664,19 (тыс.руб.)

7419 (тыс. руб.)

Вывод. В 2012 году прибыль от продаж возросла на 7419 тыс. руб. Результаты факторного анализа позволили выявить следующие факторы, повлиявшие на данный рост:

1) увеличение общего объема продаж, что привело к росту прибыли от продаж на 4978,02 тыс. руб.;

2) увеличение уровня цен на 10%, что привело к росту прибыли от продаж на 1509,91 тыс. руб.;

3) уменьшение уровня коммерческих расходов на 0,71%, что привело к росту прибыли от продаж на 750,96 тыс. руб.;

4) уменьшение уровня управленческих расходов на 0,81%, что привело к росту прибыли от продаж на 664,19 тыс. руб.

В то же время снижению прибыли от продаж на 484,07 тыс. руб. способствовало увеличение уровня себестоимости проданной продукции на 0,52%.