Лекция 6: Сознание как философская категория

Содержание

Введение

1. Проблема происхождения сознания. Сущность отражения

2. Общественная природа сознания

3. Структура и формы сознания

4. Проблема сознания и основной вопрос философии

5. Творческая активность сознания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Человек -- существо сознательное. Специфика сознательного способа жизни человека состоит в его способности отделить в представлении себя, свое «Я» от своего жизненного окружения, сделать свой внутренний мир, свою субъективность предметом осмысления и понимания.

Один из основополагающих принципов психологии - принцип единства сознания и деятельности заключается и утверждении их взаимосвязи и взаимообусловленности: деятельность человека определяет формирование его сознания, а последнее, осуществляя регуляцию деятельности человека, улучшает его приспособленность к внешнему миpy. Сознание формирует внутренний план деятельности, ее программу. Именно в сознании синтезируются динамические модели действительности, при помощи которых человек ориентируется в окружающей физической к социальной среде.

Целью настоящей работы является рассмотрение проблемы сознания в философии.

Для реализации указанной цели решим следующие задачи работы:

1) исследуем проблему происхождения сознания;

2) выявим сущность отражения;

3) раскроем общественную природу сознания;

4) охарактеризуем структуру и формы сознания.

1. Проблема происхождения сознания. Сущность отражении сознание творческий мировоззрение

В научной литературе понятие «сознание» употребляется далеко не однозначно. Под сознанием в широком смысле слова имеется в виду психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется -- биологическом (психика животных) или социальном (психика, сознание человека) и в каких формах -- чувственных (ощущения, восприятия, представления) или логических (понятия, суждения, умозаключения).

В более узком смысле слова под сознанием понимается не просто психическое отражение мира, а высшая, специфически человеческая форма психического отражения объективной реальности.

Основным понятием, раскрывающим сущность человеческого сознания, является понятие отражения. Сознание представляет собой высшую форму отражения материи. Ощущения, восприятия, представления и понятия -- это формы отражения, образы, снимки действительности (См.: Рубинштейн С.А. Человек и мир. М., 1976. С. 286-290.). Они, следовательно, являются вторичными по отношению к отражаемой ими действительности, которая, наоборот, есть первичное, определяющее. Понятие отражения с необходимостью предполагает признание того, что отражается, т.е. объективной реальности, материи.

Мозг человека представляет собой чрезвычайно сложный нервный аппарат, который состоит из громадного числа нервных клеток. По подсчетам ученых, их насчитывается около 15 миллиардов. Каждая из клеток взаимодействует с тысячами других, образуя в целом гигантскую сеть связей, по нервным волокнам уходящих к нервным окончаниям внутренних и внешних органов чувств (Подробнее см.: Хорн Г. Память, импринтинг и мозг. - М., 1988. С. 20-28.).

Выдающиеся русские ученые И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.Е. Введенский, А.А. Ухтомский и их последователи выдвинули и развили идею о том, что психика, сознание по своему материальному механизму носит рефлекторный характер. Так, Сеченов показал, что все акты как сознательной, так и бессознательной жизни по способу своего образования суть рефлексы, которые делятся на три главных звена: начальное звено -- внешнее раздражение и превращение его органами чувств в процесс нервного возбуждения, передаваемого в мозг; среднее звено -- центральные процессы в мозгу (процессы возбуждения и торможения) и возникновение на этой основе психических состояний (ощущений, мыслей и т.п.); конечное звено -- внешние движения. При этом Сеченов отмечал, что среднее звено рефлекса с его психическим содержанием не может быть обособлено от двух остальных звеньев -- внешнего раздражения и ответного действия. «Смеется ли ребенок при виде игрушки, улыбается ли Гарибальди, когда его гонят за излишнюю любовь к родине, дрожит ли девушка при первой мысли о любви, создает ли Ньютон мировые законы и пишет их на бумаге -- везде окончательным фактом является мышечное движение» (Сеченов И.М. Избр. произв. М., 1953. С. 33.).

Положение Сеченова о нерасторжимости всех трех звеньев рефлекса крайне важно для понимания сущности психики, сознания. Во-первых, оно важно для материалистического понимания сознания, всех действий и поступков человека как причинно обусловленных внешними воздействиями. «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна» Там же. С. 101.. При этом имеются в виду не только актуальные, в ранний момент испытываемые возбуждения, но и вся совокупность ранее испытанных человеком воздействий, весь прошлый опыт.

Во-вторых, оно важно для понимания сознания не просто как пассивного созерцания мира и субъективного переживания человека. Если бы это было так, то психика, сознание не имели бы никакого практического смысла. Положение же Сеченова дает возможность понять сознание как активную силу, как субъективную предпосылку практической деятельности, как регулятор поведения, поступков человека. Гениальная идея Сеченова о том, что рефлекторная деятельность головного мозга составляет материальный субстрат психики, сознания, оставалась по существу гипотезой, пока был известен лишь один тип простых, наследственных рефлексов.

Рефлекторная теория работы головного мозга развитие и глубокое экспериментальное обоснование получила в трудах И.П. Павлова и его учеников. Павлов показал, что в коре больших полушарий головного мозга в результате одновременного действия условного и безусловного раздражителей образуются временные связи, ассоциации (См.: Павлов И.П. Избр. труды. М., 1951. С. 8-29.).

Мысль, сознание существуют, но это не объективная реальность. Когда, например, мы видим березу, то в нашем мозгу нет физического отпечатка этого дерева, а вещество мозга не становится белым от воздействия белого цвета березы. Отражаемый нами образ предмета есть нечто субъективное, идеальное: он не сводится ни к самому материальному объекту, находящемуся вне нас, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ. Характеристика сознания только в его отношении к мозгу, к физиологическим процессам, протекающим в мозгу, не раскрывает его чрезвычайно сложных особенностей. Специфика сознания с большей полнотой выявляется при рассмотрении его соотношения с объективным миром и отношения человека к этому миру.

Сознание характеризуется активно-творческим отношением к внешнему миру, к человеческой деятельности, направленной на достижение заранее поставленных целей. Мозг не только человека, но и животных обладает поразительной активностью. «Мозг человека как управляющая система высокой степени сложности устроен так, чтобы не только получать, хранить и перерабатывать информацию, но и формулировать план действий и осуществлять активное, творческое управление действиями» (Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1971. С. 15.).

Итак, мозг есть орган сознания как высшей формы психического отражения действительности.