Социализация личности

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации.

От социализации надо отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс приспособления к новым условиям), обучение (приобретение новых знаний), воспитание (целенаправленное воздействие агентов социализации на духовную сферу и поведение индивида), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20), возмужание (физико-физиологический процесс укрепления организма человека также в подростковом и юношеском возрасте).

Можно выделить следующие особенности социализации.

1. Социализация - это то, чего не удалось ученым (в том числе и социобиологам) обнаружить у животных. В зачаточной форме обучение «правилам жизни» существует у обезьян или волков. Но передачи смысла и значения поступков, социальных норм и ценностей, освоения социальных ролей, прав и обязанностей у животных нет.

Широко известны случаи, когда человеческих детенышей воспитывали звери. Их образ описан Р. Киплингом в «Маугли». Когда их находили, выяснялось, что человеческие детеныши, воспитанные в стае волков (т.е. представителями другого вида), усвоили их повадки: быстро передвигались на четырех конечностях, приближаясь к мясу, предварительно его обнюхивали, испытывая жажду, облизывали губы. Однако «дети джунглей» (их называют феральными людьми) не умели мыслить, говорить и участвовать в социальном взаимодействии. То есть, находясь среди животных, усвоить «правила социальной жизни» они не могли.

2. Возвратившись в общество, феральные люди могли усвоить лишь самые элементарные навыки, овладеть устной речью, состоящей не более, чем из 30 слов. Но и этого не произошло бы, если бы не генное наследство, биологическая предрасположенность человеческого рода к обучению. «Изолянты» так и не научились дружить, улыбаться, абстрактно мыслить, вести беседу. В человеческом обществе они прожили не более 10 лет. Феральные люди не смогли стать полноценными членами общества, полноправными социальными существами, потому что социализация началась у них слишком поздно. Они — продукт социальной изоляции. Следовательно, социализация как процесс превращения биологического существа в общественное должна начаться с самого раннего этапа социализации, с рождения человека. Причем социальная среда играет в этом процессе решающую роль.

4. Социализация имеет одно эволюционное направление. Человеческие детеныши стоят на более высокой эволюционной ступени, нежели их воспитатели-животные. Стало быть, представители низших видов могут «перевоспитать» представителей высших. А наоборот? Сколько ученые не бились с обезьянами, но так и не смогли научить их тому, что может пятилетний ребенок: смеяться, понимать значение и смысл слов, абстрактно мыслить, разговаривать словами, а не жестами. Следовательно, обучение как простейший базовый элемент социализации имеет одно эволюционное направление. Слон, волк, собака или кошка остаются представителями своего вида независимо от того, где они воспитывались. Настолько сильно у них генетическое наследство вида.

5. Социализация есть становление социального «Я». Человек становится человеком не потому, что произошел от человеческого существа, а лишь потому, что он обучался и взаимодействовал с себе подобными. У «своих» человек учится языку, правилам поведения, манерам, обычаям, профессиональным навыкам, абстрактному мышлению и многому другому. Становление социального «Я» возможно лишь при взаимодействии с себе подобными. У новорожденного нет личности. Ребенок не способен различать собственное «Я» и окружающий мир хотя бы потому, что у него нет своего «Я». Он не знает границ между собой и не-собой, между «Я» и «не-Я». Овладение прямохождением и речью, развитие мышления и сознания в раннем детстве (от 2 до 5 лет), затем приобретение навыков сложной деятельности (рисование, познание, труд), наконец, обучение в школе – все это стадии одного процесса, а именно осознания своего «Я».

Проявляя ослушание, ребенок нащупывает рамки дозволенного. Это не только границы социально приемлемого поведения, но и рамки социальной ценности своего «Я» для других: какую ценность я представляю для своих родителей? А для друзей и учителей? Во что они должны и во что не могут вмешаться? Имею ли я право на собственное мнение? Насколько с ним считаются другие? За какие качества они больше всего меня ценят? А при каких обстоятельствах они готовы мной пожертвовать? Что такое родительская любовь? А что такое дружба и предательство ровесников? Когда подросток задает подобные вопросы, это верный признак завершающего этапа становления социального «Я»: сквозь индивидуальность уже «проклевывается» личность.

Процесс становления социального «Я» может быть осложнен двумя серьезными проблемами: депривацией и госпитализмом. Исследования по депривации (отсутствие родительской заботы) наглядно свидетельствуют о том, как дети в ней нуждаются. Например, Анна была незаконорожденным ребенком, которого мать постоянно запирала в комнате и оставляла одного. Хотя мать кормила ее, она редко обнимала Анну и почти не разговаривала с девочкой. Когда Анне было шесть лет, ее нашли случайно посторонние люди. Девочка в этом возрасте не умела ходить, Ее отправили в детский дом, а затем в специальную школу. Через четыре года девочка умерла — к этому времени она научилась играть в мяч, одеваться. Но во время еды могла пользоваться только ложкой, а ее речь была на уровне двухлетнего ребенка. Другая девочка, Изабелла, также была незаконорожденным ребенком глухонемой женщины, которая скрывала ее существование от семьи, где работала прислугой. Изабелла не была так жестоко изолирована, как Анна. Мать заботилась о ней, обучала ее языку знаков. Когда люди обнаружили девочку в возрасте шести лет, Изабелла проявляла звериный страх и враждебность. В течение двух лет она интенсивно училась, и поведение ее стало нормальным. Благодаря общению с матерью, Изабеллу не постигла судьба Анны.

Госпитализм — это вредные последствия казенной обстановки детских учреждений, где дети лишены родительской заботы и ласки. Американский ученый Спиц (1945 г.) провел важное исследование госпитализма, сравнивая детей, которые воспитывались в двух разных детских учреждениях. Первым были ясли, созданные для детей, родившихся в тюрьме, когда их матери отбывали наказание. Вторым — дом ребенка, где воспитывались дети, навсегда покинутые родителями. В обоих учреждениях дети жили в чистоте, получали полноценное питание, медицинское обслуживание. Главное отличие связано с индивидуальной заботой о младенцах. В доме ребенка старшая медсестра и пять ее помощниц заботились о сорока пяти грудных детях. В яслях медсестра и три ее помощницы учили матерей ухаживать за своими детьми. Сравнение детей из двух учреждений выявило следующие различия. С третьего месяца после рождения среди детей в доме ребенка наблюдался высокий уровень заболеваемости и смертности; они отставали в физическом и умственном развитии. Дети, которые жили в яслях, были значительно здоровее и активнее, они намного раньше начали говорить.

Исследования детенышей обезьян, проведенные Х. Харлоу в Висконсинском университете, также подтверждают важность тепла и заботы со стороны взрослых особей на раннем этапе развития детенышей. В исследовании Харлоу детеныши обезьян получили суррогатных мам («мам-заменителей») двух типов. Первой «мамой» была искусственная обезьяна, обшитая мягкой шерстяной тканью; вторая — представляла собой проволочное сооружение, постоянно обеспечивающее детенышей молоком. Когда маленькие обезьяны были сыты, они все время прижимались к «мягкой маме», рядом с которой они ощущали тепло и чувствовали себя в безопасности, Этого не могли сделать другие обезьянки, имеющие дело только с «жесткой мамой». Они выросли очень агрессивными и небрежно относились к собственным детенышам, иногда они даже убивали их. Обезьяны, согретые «мягкой мамой», выросли более отзывчивыми, внимательными и заботливыми по отношению к своему потомству.

6. Социализация является двунаправленным процессом. Передавать «правила жизни» могут только старшие младшим, но не наоборот. Так, во всяком случае, у животных. А у человека? Исследование американских социологов Ганона и Кулемана показало, что отцы сыновей более мужественны, чем отцы дочерей.

7. Социализация – такой процесс, который не поддается искусственному управлению либо манипулированию. К 14 годам из талантливого ребенка можно сделать вундеркинда, знающего в совершенстве тот или иной предмет. Но это еще не социализация. Примеров ускоренного обучения множество, но не существует примеров ускоренной социализации. Обучение предмету и обучение жизни – вещи совершенно разные. Никакой учитель и никакая школа не могут раз и навсегда научить человека быть хорошей женой или домохозяйкой, семьянином, деловым партнером, писателем, настоящим профессионалом любого своего дела. Этому приходится обучаться всю жизнь, совершая ошибки и исправляя их, но проделывая все это не в лабораторных, а в реальных условиях. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или изучая методы деловой игры, хотя усовершенствовать себя в нем таким образом можно. Вождь или король воспитывает себе преемника многие годы, его воспитывает окружение, практика принятия решений, которую приходится осваивать, реально став королем или вождем. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения, незримыми социальными нитями – правами, обязанностями, отношениями – она связана с другими ролями. И все это надо осваивать. Вот почему к социализации более применим термин «освоение». Разумеется, возможно, раннее взросление, особенно если жизнь была трудной: в детстве человек лишился родителей, рано пошел трудится, познал все невзгоды судьбы. Можно сократить отдельные ее этапы, ускорить их прохождение, но удлинить или сократить процесс социализации в целом нельзя.

8. Процесс социализации проходит стадии, основные жизненные циклы, значение которых для человека неоднозначно. Это детство, юность, зрелость и старость. По степени достижения результата или завершенности процесса социализации можно выделить начальную, или раннюю, социализацию, охватывающую периоды детства и юности, и продолженную, или зрелую социализацию, охватывающую два других периода. Индивид – начальная точка этого процесса, зрелая личность – завершающая.

Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный ее этап. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают, хотя многие взрослые иногда сознательно ищут уединение и самоизоляции на некоторое время, для углубленных размышлений и созерцании. Даже в тех случаях, когда взрослые попадают в изоляцию помимо своей воли и на длительный срок, они вполне способны выстоять духовно и социально. А бывает, преодолевая трудности, они даже и развивают свою личность, познают в себе новые грани. Разве не так было с Робинзоном Крузо?

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни. Каждый раз, переходя на новую ступеньку, вступая в новый цикл, человеку приходится много учиться и переобучаться. В детском и подростковом возрасте, пока индивид воспитывается в семье и школе, как правило, никаких резких изменений в его жизни не происходит. Его социализация проходит плавно и представляет собой накопление новых знаний, ценностей, норм. Первое крупное изменение происходит только со вступлением во взрослую жизнь. Хотя процесс социализации продолжается и в этом возрасте, он существенно меняется. Теперь на первый план выходят десоциализация и ресоциализация. Десоциализация — это отучение от старых ценностей, норм, ролей правил поведения. Ресоциализация — обучение новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых. Иногда человек попадает в такие экстремальные условия, где десоциализация заходит столь глубоко, что превращается в разрушение нравственных основ личности, а ресоциализация является поверхностной. Она не способна восстановить все богатство утраченных ценностей, норм и ролей. Именно с такими условиями сталкиваются те, кто попадает в тюрьмы, колонии. Дело в том, что то воспитание и та социализация, которую человек получил в детстве, не могли подготовить его к выживанию в этих условиях. Десоциализация может быть столь глубокой, что позитивная ресоциализация уже не поможет — происходит негативная ресоциализация: мальчик из благополучной семьи становится бандитом. Следует иметь в виду, что позитивная ресоциализация также может быть глубокой. Например, уход в монастырь предполагает радикальные перемены в образе жизни, но духовного обнищания не происходит. Или отвыкание от старых традиций, норм, ценностей и ролей у эмигрировавшего в США русского компенсируется новым жизненным опытом.

9. Поскольку на протяжении жизни нам приходится осваивать не одну, а множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лесенке, процесс социализации продолжается всю жизнь. До глубокой старости человек меняет взгляды на жизнь, привычки, вкусы, правила поведения, роли и т.п. Одним из первых высказал эту мысль Орвиль Г.Брим-младший в 1966 г. Он же утверждал, что социализация взрослых отличается от социализации детей. Во-первых, социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время как социализация детей формирует базовые ценностные ориентации. Во-вторых, социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с формированием мотивации поведения. В-третьих, взрослые могут оценивать нормы, а дети способны только усваивать их. Дети знают, что нельзя говорить неправду. Взрослые понимают необходимость «лжи во спасение». В-четвертых, социализация взрослых часто предполагает понимание того, что между черным и белым существует множество «оттенков серого цвета». Взрослые не всегда соглашаются с родителями, детям же не дано обсуждать действия отца и матери. У большинства взрослых есть свой «социальный дом» — устойчивое место в общественной системе разделения труда, которое кормит, поит, дает независимость и уверенность в завтрашнем дне. А у ребенка нет своего социального места в жизни, более 15 лет он существует в полной зависимости от родителей. Обретение в начале политической (получение паспорта и права голосовать, а также быть избранным), затем экономической (устройство на работу, которая может вполне прокормить человека) и социальной (женитьба и создание собственной семьи, отделение от родителей и вступление в статус родителя) самостоятельности означает качественную границу между двумя этапами социализации – начальной (ранней) социализацией детей и продолжительной (поздней) социализацией взрослых.

10. Социализация осуществляется с помощью определенных механизмов. Уже З. Фрейд выделил психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство вины и стыда.

Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья.

Идентификация – это способ осознания своей принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, поскольку они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, так как они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З. Фрейд отмечает, что чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Т. Парсонс и С. Бейлз применяли понятия, введенные З. Фрейдом, к теории социального действия и социальных систем. Они определяют имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды и т.п. По их мнению, имитация не предполагает никакого длительного отношения с «моделью». Идентификация же для них означает внутреннее освоение ценностей людьми и представляет собой процесс социального научения. Степень идентификации определяется характером привязанности к «другому». Поскольку наиболее сильны привязанности в семье, постольку семья считается основной формой социализации. Но помимо семьи в этом процессе принимает активное участие внешнее окружение индивида, в том числе и средства массовой информации и коммуникации.

11. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм, морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушение, включая преступление, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство.

12. До сих пор мы рассматривали по преимуществу индивидуальный аспект социализации. А теперь поговорим о том, что такое социализация с точки зрения общества. Здесь она предстает как совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Беспомощность ребенка, его зависимость от окружения заставляют думать, что процесс социализации происходит при чьей-то посторонней помощи. Так оно и есть. Помощники – это люди и учреждения. Конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей, называются агентами социализации. Учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его, называются институтами социализации. Необходимо иметь в виду, что одно и то же понятие в зависимости от смысла может обозначать и агента и институт социализации. Например, когда о семье говорят обобщенно, то ее называют институтом социализации, а когда подразумевают конкретную семью, употребляют понятие «агент» социализации.

Агенты и институты социализации делятся на первичные и вторичные. Термин «первичная социализация» относится в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека – это родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, приятели, друзья семьи и др. Термин «вторичная социализация» описывает тех, кто оказывает менее важное влияние на человека – представители администрации школы, университета, церкви, предприятия, сотрудники телевидения, радио, печати и др. Контакты с представителями вторичной социализации происходят реже, менее продолжительны, взаимодействие с ними менее глубокое.

Первичная социализация наиболее интенсивно происходит в первой половине жизни, хотя по убывающей она сохраняется и во второй. Напротив, вторичная социализация охватывает вторую половину жизни человека, когда, повзрослев, он сталкивается с формальными организациями и учреждениями, которые влияют на человека особенно сильно в сознательном возрасте.

Первичная социализация – это сфера межличностных отношений, вторичная – сфера социальных отношений. Каждый из агентов первичной социализации выполняет множество функций (например, отец – это и опекун, и воспитатель, и учитель, и друг, и администратор и т.д.), а агенты вторичной – одну-две функции (например, врач – это лекарь).

Один и тот же агент, в зависимости от характера выполнения социальной роли, может быть агентом как первичной, так и вторичной социализации. Так, учитель является агентом первичной социализации, если между ним и учеником доверительные отношения, если отношения формальные, то он – агент вторичной социализации.

Необходимо помнить, что агенты первичной социализации не обладают равным статусом и не играют одинаковой роли (например, родители и сверстники). Родители вряд ли научат тому, как быть лидером в группе, ровесники не научат заботе о младших.

Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, а вторичной – нет, так как первые универсальны, а вторые специализированы. Так, частично взаимозаменяемы функции родителей и ровесников, судья же не может заменить учителя или врача.

Различие между двумя типами агентов социализации состоит также в том, что агенты вторичной социализации получают деньги за то, что выполняют свою роль, а агенты первичной социализации не получают.

Таким образом, социализация – это процесс становления социального Я, который охватывает всю жизнь человека и проходит под воздействием агентов и институтов социализации.