Системный подход к изучению общества

 

Несмотря на существенные концептуальные различия научных школ в социологии широко распространены представления об обществе как о целостной совокупности взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, частей. Однако, только с середины ХХ века для характеристики целостности общества гуманитарные науки стали использовать понятие «система». Оно получило широкое признание и применение в связи с бурным развитием кибернетики, внедрением ее принципов в другие науки. Кибернетизация гуманитарных наук отразила стремление ученых широко использовать математические методы для анализа, описания, моделирования социальных процессов. Именно из кибернетики, общей теории систем в гуманитарные науки перенесен системный принцип исследований, который лежит в основе системного подхода к изучению общества.

Системный подход к изучению объекта познания широко используется всеми науками. Он является общенаучным методом познавательной деятельности. Термином «система» современные науки обозначают совокупность взаимозависимых элементов, устойчиво связанных между собой и образующих некоторую целостность, имеющую характерные признаки, которые больше простой суммы составляющих ее подсистем, частей.

Система сложно организована, состоит из множества разнотипных элементов, имеющих устойчивые взаимосвязи. В результате внешних или внутренних воздействий состав совокупленных частей системы дополняется новыми элементами или из нее исключаются ранее имевшиеся части. Это сопровождается изменением связей между частями системы, изменением ее общих характеристик. Поэтому существенными чертами любой системы являются интегрированная целостность элементов. Система обладает некоторой автономностью и может абстрактно-теоретически отделяться от среды благодаря устойчивым внутренним связям-отношениям частей, элементов.

Системность поддерживается организованной структурностью ее частей, которые имеют несколько последовательно подчиненных уровней организации. Связи-отношения, обеспечивающие целостность системы, называются системообразующими. Они «удерживают» систему в относительно устойчивом состоянии. Без них система теряет целостность характеристик, приобретает новые качества.

Взаимосвязь и взаимозависимость элементов (частей) системы проявляется в том, что при изменении какой-либо ее части (нарушении целостности) система переходит в новое состояние и характеризуется новыми качествами. Важно запомнить, что нарушение совокупности элементов (например, устранение из неё элементов или дополнение новыми, а также связей-отношений между ними) приводит к переходу системы в новое состояние, т. е. к созданию новой системы. Система стремится к самосохранению, для чего она обеспечивает взаимную поддержку ее взаимозависимых частей, элементов.

Изменение систем может происходить эволюционно (т. е. постепенными преобразованиями, незначительными изменениями) или революционно (скачкообразно).

Большой вклад в развитие системного подхода внес американский социолог-теоретик Толкотт Парсонс (1902 - 1979), который разработал теорию социального действия и обосновал системно-функциональное направление изучения общества. Он высказал мнение, что все субъекты имеют свои общественные функции, которые подлежат исследованию для выявления социальных законов. Постоянное взаимодействие субъектов создаёт правила общения, поведения в определённых ситуациях. Социальная система представляет собой совокупность взаимодействий и ролей, которые связывают субъектов при осуществлении ими своих целей. Парсонс называл общество системой динамического эквилибризма: общество может выходить из равновесия и возвращаться в него, так как его нормальное состояние - покой. Такое понимание общества позволяет строить его теоретическую количественно-равновесную модель для статистического анализа социальных явлений и получения краткосрочных обобщений.

Системный принцип представления общества стал ключевым для современных философско-методологических и специально-научных исследовательских парадигм. Системный подход дает целостное представление об обществе, об отдельных его элементах, свойства которых проявляются во взаимодействии, в пределах целостного общества, о взаимозависимости индивидов и социальных общностей с окружающей их средой (экономикой, политикой, культурой).

Основным признаком принадлежности к социальной системе служит специфика общественных формирований и связей-отношений между ними. При помощи этих связей обеспечиваются, закрепляются социальные статусы (места) и социальные функции (роли) элементов общества в целостной структуре. Поэтому под «социальным» понимается совокупность свойств, выработанная индивидами или общностями в процессе взаимодействия в конкретно-исторических условиях и проявляющихся в их отношении к социальным статусам (местам) и социальным функциям (ролям) в обществе.

Таким образом, термин «социальная система» обозначает сложно организованное упорядоченное целое, включающее разнообразные социальные общности, объединенные множеством устойчивых связей, специфических социальных по своей природе, а также культурой, формируемой в процессе общественной жизни.

Категории «общество» и «социальная система» взамосвязаны, но не тождественны. По этому поводу Э. Шилз писал: «Социальная система является обществом только в том случае, если она не входит в качестве составной части в более крупное общество. … общество это не просто совокупность объединившихся людей, изначальных и культурных коллективов, взаимодействующих и обменивающихся услугами друг с другом. Все эти коллективы образуют общество в силу своего существования под общей властью, которая осуществляет свой контроль над территорией, обозначенной границами, поддерживает и насаждает более или менее общую культуру. Именно эти факторы превращают совокупность относительно специализированных изначальных корпоративных и культурных коллективов в общество.

На каждой из составных частей лежит печать принадлежности к обществу, именно к данному обществу и ни к какому другому».

Представление общества в качестве системы позволяет выделить в нем три основные части, которые называются подсистемами потому, что обладают признаками относительно самостоятельных систем более низкого уровня:

- институциональную (составляют социальные институты, организации, общности, которые служат своеобразными «опорными столпами» общества);

- информационно-коммуникативную (составляют связи-отношения возникающие между людьми в процессе их совместной жизнедеятельности);

- нормативно-регулятивную (образуют социальные нормы, культура, которые выступают «регуляторами» социальных отношений, форм и сущностей социальных институтов общества).

Единство трех подсистем и составляет социальную систему общества.

В свою очередь, социальная система является лишь частью более крупной системы, которую образуют многообразные общественные отношения людей. Эта глобальная система называется социетальной (от англ. societal – общество) и помимо социальной системы как своей части (подсистемы), включает экономическую, политическую, духовную и другие подсистемы общества, в которые также включены социальные формирования, индивиды. Таким образом, социальная система находится во взаимосвязи с другими подсистемами (относительно самостоятельными частями) общества, поэтому она не только реагирует на их воздействие, их внутреннее изменения, но и сама активно воздействует на экономику, политику, духовную жизнь общества. Это проявляется в том, что все отношения между людьми по поводу экономических, политических духовных и иных проблем имеют социальный аспект, который обнаруживает места и роли в обществе взаимодействующих индивидов и социальных образований.

При системном подходе элементы, не входящие в систему, рассматриваются как факторы, внешние по отношению к изучаемому обществу. Это позволяет изучать взаимообусловленность элементов - частей целого не только друг от друга в пределах общества, но и во взаимосвязи с окружающим глобальным целым, его элементами – частями, а также определять иерархию элементов общества, степень влияния различных внутренних и внешних факторов на их состояние и жизнедеятельность.