А. МАРШАЛЛ - ЛИДЕР КЕМБРИДЖСКОЙ ШКОЛЫ МАРЖИНАЛИСТОВ

Теория Кембриджской школы, сформулированная та­кими учёными, как А. Маршалл, А. С. Пигу, Ф. Эджуорт, стала весомым вкладом в развитие экономической мысли. Ее представители рассматривали экономическую систему как сложное, зависящее от множества факторов, явле­ние, для анализа которого необходимо привлечение сложного аппарата. Главной их задачей было изучение состояния рав­новесия и гармонии экономики, а также методов его достиже­ния. Внимание было сконцентрировано на нахождении рав­новесия между спросом и предложением. Они считали, что в ценообразовании участвуют все факторы. Основной целью своих исследований они ставили изучение всех явлений эко­номики в непосредственной функциональной зависимости.

Алан Маршалл (1824—1924 }- один из крупнейших те­оретиков Кембриджской школы, внесший большой вклад в развитие экономической науки. В работе «Принципы по­литической экономии» не только исследовал теоретические вопросы, но и ориентировал свои разработки на практику, решение конкретных экономических проблем, активно используя для этого математический аппарат. Отличительная особенность работ ученого заключается в том, что он мини­мизировал влияние субъективных факторов при анализе цен и определении полезности.

 

А. Маршалл разработал и обосновал механизм рыноч­ного формирования цен. Он основан на том, что цена определяется не одним фактором, а их совокупностью, а именно: ценой — предложением — спросом. Они оказыва­ют взаимное влияние друг на друга. Данный механизм дей­ствует только на рынке неограниченной конкуренции и на длительном промежутке времени. На небольшом промежут­ке времени этот механизм не работает. Предложение приоб­ретает характер инерционности, а цену определяет спрос. На длительном промежутке предложение формирует спрос. Разницу между реальными издержками на производство то­вара и его ценой, образованной спросом, он называл «квази­рента»— это излишек дохода, возникающий у производи­теля на коротком промежутке времени и уменьшающийся в процессе увеличения объемов производства.

Представляет интерес и разработанная им концепция эластичности спроса, согласно которой спрос формиру­ется под воздействием трех факторов: дохода, который ис­пользуется на потребление; предельной полезности товара; рыночной цены на товар. Они в совокупности и определяют характер и структуру спроса. При изменении одного из фак­торов должен в равной степени изменяться спрос. Если та­кое изменение идентично — спрос эластичен, если нет — неэластичен. Эта теория содержит ряд недостатков, не учи­тывает сложность влияния факторов на формирование спро­са и имеет явно упрощенный вид. Но она стала отправной точкой для формирования множества концепций анализа рынков.

Теория предложения построена на том, что цена товара, определяемая производителем, складывается из суммы издер­жек, необходимых для производства одной последней единицы товара. По этой цене производитель еще готов постав­лять на рынок товар. По замыслу А. Маршалла, эта цена слу­жит основой для формирования цены спроса. Им выделены различные закономерности для отраслей экономики. В одной цена за единицу товара с ростом объемов производства уменьшается, а в другой увеличивается. Этим он предугадал появление «массового производства», где с ростом объемов производства пропорционально уменьшается цена за едини­цу товара.

Концепция издержек состоит в том, что издержки на про­изводство одной единицы товара определяются из платы за труд, землю, капитал. Эта разработка имела небольшое прак­тическое значение и обосновывала некоторые идеологиче­ские положения.

Вклад А. Маршалла в современную экономическую науку неоспорим. Его идеи использовались в практической деятель­ности вплоть до середины прошлого века, но показали свою несостоятельность после череды экономических кризисов. Теоретические же разработки в усовершенствованном виде используются и до сегодняшнего дня.