Доля взаимной торговли стран-членов в общем экспорте и импорте ЕС

  Экспорт Импорт
1970 г. (10 стран) 1980 г. (10 стран) 1985 г. (12 стран) 1995 г. (13 стран) 51,2 53,6 54,9 58,2 49,2 48,0 53,4 58,8

Источник: “Eurostat. External Trade. Monthly Statistics”, 1997.

 

Довольно высокий исходный уровень ЕТТ активно использовался группировкой для решения одной из стратегических задач внешне-экономической политики – борьбы с протекционизмом других капиталистических государств в целях обеспечения экспансии стран-участниц на внешних рынках. Договорные пошлины возникли прежде всего как следствие тарифных уступок со стороны ЕС, сделанных на взаимной основе в ходе нескольких циклов многосторонних переговоров в рамках ГАТТ.

На практике договорные пошлины ЕТТ распространялись не только на всех членов ГАТТ, но и на прочие третьи страны, в том числе социалистические, до тех пор пока органы сообщества не приняли иного решения. Автономная же колонка применяется лишь по тем товарным позициям, по которым ЕС не проводило переговоров в рамках ГАТТ (например, по большинству сельскохозяйственных товаров), либо когда уровень договорных пошлин оказывается выше, чем автономных (в результате одностороннего снижения или даже отмены пошлины органами ЕС).

Впервые в полную силу страны ЕС использовали ЕТТ для ослабления про­текционистских барьеров, ограждающих рынки третьих стран (прежде всего США), в ходе переговоров “Кеннеди-раунд”, проходивших в 1964-1967 гг. Согласившись на снижение ставок ЕТТ в среднем на 38%, они добились сокраще­ния пошлин на экспортируемые ими товары в следующих размерах (%): в США – на 43, Великобританию – на 34, Швецию – на 36, Норвегию – на 42, Швейцарию – на 32. Снижение пошлин осуществлялось в пять этапов к началу 1972 г. Следующий тур многосторонних переговоров в рамках ГАТТ (“Токио-раунд”) был завершен в 1979 г. Результатом было проведенное в 1980-1987 гг. новое значи­тельное снижение таможенных барьеров почти 50 капиталистических стран, включая и ЕТТ “Общего рынка”. Средне-арифметический уровень обложения промышленных товаров в трех торговых центрах капиталистического мира стал примерно одинаковым. Средневзвешенный уровень таможенного обложения в ЕС оказался выше, чем в США и особенно в Японии (соответственно 4,6, 4,3 и 2,7%).

Современный относительно невысокий средний уровень ставок ЕТТ не означает, что условия доступа иностранных товаров в сообщество значительно облегчены. Во-первых, сам факт установления ЕТТ усиливает эффект действия таможенных пошлин*. Во-вторых, на многие товары, ввоз которых в ЕС создает конкуренцию местным производителям, сохранены довольно высокие пошлины, являющиеся в отдельных случаях труднопреодолимыми барьерами. Это относится к ряду текстильных изделий, обуви и другим товарам широкого потребления (в том числе продовольственным), некоторым химическим продуктам и пр.

Следует иметь в виду, что сообщество использовало тарифную дискриминацию третьих стран для достижения и других своих стратегических целей, прежде всего – для закрепления доминирующих позиций в Западной Европе после присоединения к ЕС Великобритании. Это достигалось, с одной стороны, вовлечением в таможенный союз новых членов (Греция, Испания, Португалия), а с другой – распространением влияния группировки на страны ЕАСТ путем создания зоны свободной торговли, которая в перспективе может превратиться в единый западноевропейский рынок.

Стратегия ЕС нацелена также на вовлечение в свою орбиту максимального числа развивающихся стран. Методы и средства, применяемые группировкой, весьма разнообразны, но предоставление тарифных преференций всегда играло важную роль. В настоящее время сообщество предоставляет режим беспошлинного ввоза 66 странам Африки, бассейнов Карибского моря и Тихого океана, с которыми в декабре 1984 г. была подписана III Ломейская конвенция о торгово-экономических отношениях. Преференциальный режим на невзаимной основе предусмотрен соглашениями ЕС со странами Средиземноморья – Алжиром, Тунисом, Марокко, Египтом, Иорданией, Сирией, Ливаном. Торговые преференции на взаимной основе предоставлены Израилю. Кроме того, сообщество в одностороннем порядке распространило на прочие развивающиеся страны (свыше 100) и территории систему общих преференций.

Таким образом, в связи с созданием обширных зон преференциальной торговли ЕТТ применяется в полном объеме фактически только в торговле с ограниченным числом развитых капиталистических стран – США, Японией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией.

Однако развитые капиталистические страны, особенно США и Япония, активно используют для проникновения на рынки западноевропейских стран каналы ТНК, которые внедряются внутри таможенной территории сообщества. Это, безусловно, ослабляет роль ЕТТ как средства сдерживания торговой экспансии указанных стран.

Формально глобальный тарифный контингент открывается для всех третьих стран, однако на деле он зачастую устанавливается строго избирательно для одной или нескольких стран. Это достигается либо путем разработки детальной спецификации, либо количественными ограничениями ввоза из прочих сыгран.

Таким образом, можно констатировать, что ЕТТ активно используется странами-участницами сообщества для проведения в отношении разных групп стран дифференцированной политики, являющейся составным элементом внешнеэкономической стратегии ЕЭС.