ДРУГИЕ ВОПРОСЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ

Целью построенной нами теории была минимизация издержек. Можно было строить теорию с целью максимизации прибыли. Мы считали, что склад был безграничным. Но, скорее всего, надо вводить ограничение на площадь склада.

Запас у нас был однономенклатурным. В реальной жизни запас всегда многономенклатурный. Для упрощения ситуации здесь мож­но воспользоваться эффектом Парето: 20% товаров контролируют 80% стоимости запасов.

Сокращение номенклатуры продукции может обеспечить существенную экономию средств. Активное сокращение номенклатуры достигается за счет использования стандартных компонентов. Реактивное сокращение номенклатуры осуществляется периодически. Все это позволяет уменьшить расходы на содержание запасов и сокра­тить число поставщиков.

Бывают ситуации (например, плохой урожай зерновых), когда предприятию требуется максимально увеличить свои запасы. Ино­гда расходы на поддержание запасов сырья могут оказаться гораздо ниже затрат на закупку из-за роста цен на сырье. В таких случаях не следует слепо полагаться на формулы, а необходимо воспользоваться и опытом специалистов, отвечающих за снабжение предприятия.

Построенные модели — очень упрощенные. Если мы хотим рассмотреть более сложные ситуации, то следует воспользоваться имитационным моделированием.

 

 


[1] Современное управление. Энциклопедический справочник. Том второй.:"Издацентр",1997, с разд. 8.

[2] Смирнов Е.Л. Справочное пособие по НОТ.- М.: Экономика, 1986, с. 177.

[3] Там же, с.14.

[4] Производство на заказ может применяться и в условиях дефицита, когда производится сложная и дорогая продукция. В этих условиях целесообразно подождать, пока потребитель точно не изложит свои требования. Например, строить суда или электротурбины на склад не принято. Рельсы же или арматурную сталь производят на склад. То же самое характерно и для продукции, которая имеет множество модификаций (См.: Янош Корнаи Дефицит.-М.: Наука,1990, с.137).

[5] MRP – material requirement planning

[6] Впервые эта система была опробована в 1972 году на автомобильной фирме “Тайота”. Автор системы Т.Оно использовал принцип “последнего звена”, применяемый в супермаркетах, для промышленного производства. В супермаркетах покупатель является информационным источником необходимого количества, ассортимента и т.д. Импульсом для функционирования всей системы служит спрос, определяемый покупателем.

[7] В литературе есть указание, что фонетически более точным является термин “камбан”. См.,например, Статистические методы повышения качества /Под ред. Хитоси Кумэ.- М.: Финансы и статистика, 1990, с. 274.

[8] Подробнее об этом см.: Неруш Ю.М.Коммерческая логистика /учебник.- М.: ЮНИТИ, 1997, с.141.

[9] Подробнее об этом см.: Логистика:Учеб.пособие / Под ред. Б.А.Аникина.-М.:ИНФРА-М,1997,с.237-246.

[10] Логистика /учебное пособие под ред. Б.А.Аникина.-М.: ИНФРА-М. 1997, с. 254.