В истории государства выявил 4 типичные формы 5 страница

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Теоретическое обоснование революционного народничества (Бакунин, Лавров, Ткачев) (общие черты их платформы – непримиримая враждебность к абсолютистскому государству, самодержавно-бюрократическому строю, помещичьему землевладению, убеждение в необходимости революционной борьбы против существующих порядков, преданность интересам крестьян).

Народники были революционными демократами и носителями идей русского крестьянского социализма (отстаивая возможность особого, некапиталистического развития России, отрицали положительный смысл капитализма в нашей стране).

Одна из основных черт направления – идеализация крестьянина и сельской общины (с общиной связывалась вера в возможность особого, некапиталистического развития России).

Общая черта – пренебрежение проблемой конституционных преобразований (в законченной форме свойственно анархическому типу политического сознания) (опасения, что политические перемены, не сопровождающиеся коренным социальным переворотом, приведут Россию к господству буржуазии в социально-политической жизни и к ускоренному разрушению общины).

Связь аполитичности народников с верой в близкую крестьянскую революцию (даст народу полное экономическое освобождение, а попутно разрешит и проблему политической свободы).

Лавров.Пропагандистское течение.Политические взгляды основаны на субъективной социологии (исходит из решающей роли критически мыслящих личностей в историческом процессе; историю двигают одинокие борющиеся личности).

Массы не оказывают существенного влияния на ход событий (по вине эгоистического меньшинства (эксплуататоров) они отстранены от существенного влияния на прогресс в обществе, поэтому интеллигенция должна разъяснить народу его права и возглавить его борьбу за землю и волю).

Интеллигенция (должна вызвать в народе стремление к сознательной борьбе, прежде всего стремление к сознательной постановке целей; она – главный двигатель исторического прогресса).

Для свержения самодержавия призывал идти в народ, вооружившись знанием и усвоив народные потребности, требуя отказаться от всякого участия в государственном строе России (союз интеллигенции и народных масс – единственное условие победы социальной революции в России).

Важное условие подготовки революции – создание партии революционной интеллигенции (союз единомышленников, вокруг которых формируются группы сочувствующих; придавал большое значение поселениям революционеров непосредственно в общинах и рабочих артелях).

Партийные группы после победы революции станут основой социалистического государства в виде народной федерации русских революционных общин и артелей (новая власть должна взять в свои руки общественное достояние, находящееся в руках государственных и частных хищников, организовать всеобщий труд на общую пользу, оборону от внутренних и внешних врагов).

Государство сохранится и на втором этапе социальной революции – переходном периоде для построения рабочего социализма (будет постепенно отмирать при социализме; зрелый социализм не знает государственности, управления человека человеком в смысле принудительной власти одной личности над другой).

Ткачев.Заговорщическое течение. Воспитательно-пропагандистская работа должна начинаться после переворота (пропаганда станет действенной, целесообразной только тогда, когда власть будет сосредоточена в руках революционной партии).

Своеобразие момента (крестьянская революция пока не наступает; самодержавие не имеет прочной социальной базы; исключительное положение, когда сравнительно небольшая группа заговорщиков может, устранив самодержца и его окружение, захватить политическую власть и осуществить революцию).

Сводил революционную деятельность главным образом к деятельности различных тайных обществ, организации заговоров.

Самодержавие, осуществив реформу 1861 г., поссорилось с крепостниками и не нашло опоры в буржуазии (оно является надклассовым образованием, не имеет прочных корней в экономической жизни народа, не воплощает интересов сословий; не воспользоваться ситуацией – упустить возможность победы социальной революции надолго).

Невозможность использования средств борьбы, практикуемых на Западе (отсутствие в России городского пролетариата, свободы печати, представительных учреждений, условий для легальной пропаганды).

Русский народ, несмотря на забитость и невежество, обладает преимуществами, которые свидетельствуют, что Россия стоит гораздо ближе к социализму, чем народы Западной Европы (отсутствие средних классов, наличие общинного владения землей).

Ближайшая цель революции – захват политической власти путем государственного заговора и создание революционного государства (захват власти не есть революция).

Революция осуществится со временем революционным государством, которое должно подготовиться (укрепить свою власть, окружив себя органами народного представительства и санкционировать их волей свою реформаторскую деятельность; развернуть революционную пропаганду и втянуть в революционный процесс широкие народные массы).

Организатор и идейный вождь революции – революционное меньшинство (народу отводит только разрушительные задачи (согласовывается с его пониманием консервативности русского крестьянина)).

Орудие захвата власти – подпольная организация революционеров, а главное средство осуществления преобразований – революционное государство.

 

35. Политико-правовые взгляды М.А. Бакунина

Эпоха.

Россия второй половины XIX в.

Факторы, способствовавшие распространению анархизма в России (глубокий и длительный кризис самодержавного и крепостнического государства, не преодоленный в ходе непоследовательных буржуазных преобразований; государство не пользовалось уважением; в народе сохранялись традиции негосударственной организации).

Изменение социальной структуры страны в результате развития капитализма, образование значительных по численности маргинальных слоев, критическое по отношению к власти настроение многих представителей интеллигенции создавали атмосферу нестабильности и революционных ожиданий.

Анархизм в этих условиях находил социальную опору и приобретал радикальные, непримиримые формы (ориентируясь на социальную революцию с опорой на общину, он приобрел коллективистское содержание).

Михаил Александрович Бакунин (1814 – 1876) (сын помещика; избрал путь революционера; участвовал в революции 1848 г., в борьбе славян за освобождение от ига Австрийской империи; активно участвовал в деятельности I Интернационала (за раскольническую деятельность исключен).

«Государство и анархия» (программа практической деятельности русских революционеров – призыв идти в народ; необходимо использовать революционное настроение, присущее русскому народу).

Происхождение государства.

Происхождение государства рассматривает с идеалистических позиций (природа человека двойственна; лучшие ее черты и инстинкты – зародыш вольной безгосударственной организации будущего; худшие – основа для возникновения государства (замешано на дурных инстинктах и страстях); государство возникает во всех странах от союза насилия, опустошения и грабежа).

Характеристика государства (определение государства).

Государство означает насилие, господство посредством насилия, замаскированного, если возможно, и, в крайнем случае, бесцеремонного и откровенного (если есть государство, непременно есть господство и рабство; государство без рабства немыслимо).

Свобода никогда не уживается с политической властью (все властное, все построенное на принуждении должно безоговорочно отвергаться; всякое государство по условиям и цели своего существования – противоположность человеческой справедливости, свободе и нравственности).

Суть всякой государственной власти, всякого правительства – в порабощении народа (для народа государство всегда остается тюрьмой).

Вред государства исходит из его эксплуататорской роли по отношению к обществу и личности (государство всегда гарантирует то, что находит (одним – богатство, другим – бедность, одним – свободу, основанную на собственности, другим – рабство, как следствие нищеты); заставляет нищих работать и умирать для увеличения и сохранения богатства, являющегося причиной их нищеты и рабства).

Формы государства (идеальное государство).

Вместо государства хочет создать после социальной революции новый строй, основанный на идее свободы (свобода индивидов и ассоциаций – априорный принцип, сочетаемый с принципом равенства, справедливости, солидарности, а также с требованиями анархистской программы).

Важнейшее требование – разрушение государства, а также всякого, опирающегося на принуждение авторитета (несовместимы со свободой и равенством людей и коллективов).

Государство заменяется федерацией свободных самоуправляющихся общин.

Свобода индивида – отражение его человечности или его человеческого права в сознании всех свободных людей, его братьев, его равных (тесная взаимосвязь свободы с реальной возможностью удовлетворять материальные и духовные потребности, а также тесная взаимосвязь свободы индивидуальной и свободы коллективной).

Стремится к организации общества и коллективной собственности посредством вольного объединения, ассоциирования людей, которые во взаимоотношениях друг с другом будут руководствоваться нормами нравственности (только так можно достичь свободы каждого).

Свобода нужна для полного развития индивидом всех своих способностей и полного пользования ими (содействуют этому воспитание, научное образование, материальное благополучие).

Пути к осуществлению (народный бунт массовый и стихийный; отрицал необходимость пропаганды социализма в народе, считал, что в силу невежества, забитости, набожности и веры в царя русский крестьянин не в состоянии усваивать социалистические теории).

Русское государство – институт, противостоящий народу (в пореформенный период государство в полной мере раскрыло свою антинародную сущность, раздавило, развратило русскую общину) (единственный выход для отдельных лиц – разбой, для целого народа – всеобщий бунт, революция; две задачи – социальная революция и разрушение государства).

Политическая борьба, выставление общедемократических требований не нужны (такое направление борьбы в русских условиях выгодно только буржуазии; социальный переворот автоматически принесет с собой политические свободы).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Все юридические законы являются внешне навязанными, а потому деспотически установленными (порабощают человека и одновременно развращают самих законодателей; враждебны свободе и противоречат естественному (человеческому) праву).

Свобода человека должна соизмеряться не с той свободой, которая отмерена и пожалована государством и его законами, а с той свободой, которая является отражением человечности и естественного права в сознании всех свободных людей, относящихся друг к другу как братья и как равные.

Позитивная правовая программа лишена концептуальной завершенности (агитировал за абсолютную неприкосновенность и неотчуждаемость личной свободы и апеллировал к естественному человеческому праву).

В основу правовых отношений идеального общества положил труд (основа достоинства человека и его права; только свободным разумным трудом человек творит цивилизованный мир, сам отвоевывая у внешнего мира свое человеческое естество и свое право).

Особенности теории. (–).

 

36. Учение Р. Иеринга о государстве и праве

Эпоха.

Взгляды формируются в то время, когда все более широкое распространение получает государственное вмешательство в сферу частной жизни (необходимо юридически обосновать это вмешательство, придать ему легальную форму).

Обстоятельства требовали создания единой национальной системы права и модернизации архаичных принципов и норм, на которых строилось право немецких государств до объединения.

Рудольф фон Иеринг (1818 – 1892) (в начале карьеры находился под влиянием исторической школы права и догматической юриспруденции (юридического позитивизма), сводящей правоведение к логическому толкованию понятий и норм; позднее взгляды меняются – стремится рассматривать право не изолированно, а в контексте социальной жизни).

«Дух римского права на различных ступенях его развития», «Борьба за право», «Цель в праве».

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства).

Цели государства и права совпадают (основная идея государства – обеспечение общих интересов против угрожающего им частного интереса).

Важнейшее свойство государства – способность применять принуждение (сторонник сильной государственности, устанавливающей в обществе порядок и единство).

Государство должно самоограничиваться правом (принудительные меры должны носить законный характер и не представлять угрозы для субъективных прав или юридически защищенных интересов).

Прочность государственной власти основывается на том, что противостоящее ей численное большинство подавляется организацией средств власти и нравственным моментом государственной власти.

Устранение противоречий между временным большинством и государством (достаточно постоянно совершенствовать механизм власти, чтобы она успешно противостояла угрожающим ей силам).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Интересы – жизненные потребности в широком смысле (основные мотивы целесообразной деятельности человека; поведение человека сообразуется с его интересами, оценка которых происходит с позиций основной цели человека – поддержания и сохранения жизни).

Формирование права (с момента, когда природа перестает доставлять достаточное количество средств для поддержания существования человека, возникает первая причина для приобретения имущества с целью обеспечения собственной жизни; без права нет обеспечения ни для жизни, ни для имущества).

Гарантом права первоначально выступает сила отдельного индивида (ее посредством он в случае столкновения с себе подобным решает борьбу в свою пользу благодаря физическому превосходству).

Только на высших ступенях человеческого развития право – правильно понятая политика власти (опыт, который учит адекватному применению силы и власти) (право охраняется посредством силы, превосходящей силу отдельного индивида (государственной властью).

Неравное право – условие совместного существования сильнейшего и слабейшего (слабейший заинтересован в его сохранении; право, которое предписывает сильнейший, является для слабейшего благодеянием в сравнении с положением, которое он мог бы получить, если бы не было и такого права).

Право осуществляет принуждение и обеспечивает выполнение обязательств в гражданском обороте (позволяет ввести порядок в осуществление эгоистических целей индивидов, дать расчетливому эгоизму гарантию практического успеха и защитить интересы общества).

Право – совокупность действующих в государстве принудительных норм (появление нормы обусловлено тем, что она заменяя индивидуальные веления, приносит выгоды эгоизму (экономия силы, облегчение труда при осуществлении его целей); очевидность этих выгод побуждает государственную власть заменить форму индивидуального веления абстрактной нормой и заставить эгоизм вступить на путь права).

Право – система общественных целей и совокупность жизненных условий общества, обеспечиваемых внешним принуждением (государственной властью) (право – юридически защищенный интерес).

Понятие права образуют два элемента:

1) субстанциональный, в котором заключается практическая цель права (польза, благо, ценность, которые должны быть защищены правом);

2) формальный, который относится к цели как средство.

Средство обеспечения права – государство (осуществляет организованное принуждение, без которого невозможно существование права).

Особенности теории.

Исходит из философии позитивизма (в природе действует закон причинности, закон механического свойства, в обществе же действует целевой закон, закон психологического свойства (нет деяния без цели)).

Стремление, желание – внутренний процесс образования воли, не подчиненный закону причинности (основание этого процесса – не причина, а цель) (причина размышления, а также возможность первого побуждения к деянию обусловлены индивидуальностью субъекта и в ней заключено главное основание побуждения к действию).

Закон причинности не имеет власти над волей (по отношению к природе воля свободна, не подчинена ее законам, воля определяется только своим целевым законом и обозначается как способность к собственной причинности, существующей независимо от явлений внешнего мира).

Слабые места рассуждений:

1) причины целеполагания находятся не в самом субъекте, а в объективном мире (человеку только кажется, что его цели независимы от мира);

2) возводит стену между природой и обществом и отрицает, что в обществе, как в природе, независимо от воли и сознания людей действуют определенные закономерности.

Сохранение и поддержание человеческого рода – необходимые условия для достижения целей природы (посредством наслаждения и страдания природа вынуждает людей идти по надлежащему пути, ими связывает она человеческие интересы с собственными целями).

Стремится объяснить ряд социальных явлений с помощью теологии (нельзя представить существование человека, которое бы не было полезно, нужно для существования другого; никто не существует ради самого себя, всякий живет сознательно с помощью и вместе с тем для других).

Цели человеческого существования (индивидуальные (эгоистические цели, направленные на поддержание собственной жизни) и общественные (деятельность для их достижения – социальная)).

Социальная деятельность имеет место (в результате осознания субъектом этического назначения бытия (понимания того, что бытие существует не только для субъекта, но и для служения обществу), а также в результате сознательного самоотречения индивида на благо общества) (обеспечивается эгоизмом и самоотречением).

Средства для приведения действий эгоистического индивида в соответствие с целями общества (вознаграждение и принуждение (наказание)).

 

37. Социологическая школа права (Е. Эрлих, Р. Паунд, «реалисты»)

Эпоха.

Конец XIX – XX вв.

Евгений Эрлих (1862 – 1922) (родился в Черновцах в семье адвоката; окончил Венский университет; занимался адвокатской практикой; преподавал в университете; стал деканом, а позднее ректором).

«Основы социологии права».

Роско Паунд (1870 – 1964) (глава социологической школы права в США; преподавал в крупнейших университетах США; был деканом Гарвардской школы права; занимал должность президента Международной академии сравнительного правоведения; большое количество трудов по теории права, цивилистике и криминалистике).

«Юриспруденция».

Карл Ллевеллин (1893 – 1962) и Джером Фрэнк (1889 – 1957) (реалисты).

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства).

Эрлих.Государство – один из общественных союзов (необходимый фактор организации социального порядка; возникает как институт, строящийся на силе, предназначенный для ведения войны и не имеющий отношения к праву).

Формы государства (идеальное государство). (–).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Эрлих.Главная задача социолого-правовой теории – на основании эмпирических исследований показать непосредственную связь права с обществом, доказать, что помимо законодательства существует подлинное, живое право, содержащееся в самих общественных отношениях.

Выделяет 3 вида права:

1) право союзов (состоит из организационных норм (устанавливают права и обязанности индивидов));

2) право юристов (адвокатов, судей, ученых) (состоит из норм решений, регулирующих рассмотрение споров (вторичны; призваны защищать более фундаментальные организационные нормы, направленные на их реализацию));

3) право государства (законодательство)

Право союзов (основополагающее правовое ядро; формируется внутри общественных союзов (семья, род, церковь, политические партии, объединения); возникает из народной жизни по инициативе самого населения).

Право – формализованный социальный порядок (организация, совокупность социальных связей, структурированных определенным образом; качественное состояние общества, формализованное проявление потока человеческой жизни).

Право юристов (возникает как практика по защите социального порядка, по созданию и обобщению норм решений; важнейшая задача – быть связующим звеном между общественным правом и правом государства).

Право государства (законы – самый верхний слой социального порядка; часто не отражают реальной жизни

В системе взаимодействия всех 3 видов права основной регулятор общественных отношений – живое право (совокупность норм, отвечающих насущным потребностям людей и складывающихся независимо от государства) (трудность при установлении полного господства живого права в обществе – значительные противоречия между правом союзов и правом государства (между обществом и государством)).

Исходящее от государства насилие, первоначально неизбежное и оправданное, приводит в дальнейшем к конфликту права союзов и законов, вносит дестабилизацию в общество (переходный этап к состоянию всеобщей социальной гармонии, когда интересы общественных союзов будут сбалансированными, а государство станет общественным, утратит монополию на власть – право союзов вытеснит право государства).

Нормам права не свойственна принудительность (реализуются в силу привычки; важнейший фактор соблюдения правовых норм – зависимость личности от мнения общественного союза, к которому она принадлежит).

Непосредственный источник живого права – правовой факт (факт жизни, с которым сознание человека связывает возникновение юридических отношений).

Виды правовых фактов (обычай (ведет к установлению внутреннего порядка общественных союзов); господство (формирует отношения между работодателем и работником); владение (устанавливает порядок в области имущества, выражается в праве собственности); волеизъявление (переходит в правовые сделки)).

Способы нахождения норм живого права (основная роль отводится судье в процессе рассмотрения им конкретного юридического случая; чтобы принять решение по делу, судья должен найти норму живого права и применить ее (судья фактически легализует нормы живого права)).

Паунд.Методологическая база – субъективно-идеалистическая философия прагматизма (главная идея прагматизма – научная истина сводится к индивидуальному опыту и проверяется только практической полезностью).

Право во всех его проявлениях – всего лишь наш субъективный опыт, из которого невозможно вывести общие законы (подлинная цели и задача права непознаваемы, а ценностные суждения, включаемые в НПА, изначально противоречивы).

Единственный объективный критерий оценки права – его полезность, практическая значимость (право познается только в той степени, в какой открываются результаты его воздействия на общество).

Право необходимо приблизить к общественной практике (преодолеть его формализм и приблизить к интересам индивидов – подлинной основе юридических отношений).

Важнейшая задача теории права – создание социальной инженерии (системы средств, с помощью которых устанавливаются социальный контроль и баланс интересов).

В людях существуют два взаимоисключающих инстинкта (агрессивный и социальный), борьба которых составляет содержание общественной жизни (чтобы она не уничтожила цивилизацию, необходим социальный контроль над инстинктами; право – высшая форма социального контроля, особенностью которой является принудительность, систематическое применение силы).

Задача классификации интересов зависимости от их социальной ценности и определение пределов их удовлетворения (интересы – публичные (государства); индивидуальные (права и свободы человека, семейные отношения); общественные (поддержание режима безопасности общества, защита общественных ресурсов от расточительства)).

Три значения права:

1) право – совокупность правовых предписаний, применяемых судебными и административными органами в данном политически организованном обществе;

2) право – правопорядок, режим упорядоченной человеческой деятельности, поддерживаемый систематическим применением силы политически организованного общества;

3) право – судебный и административный процесс

Необходимость разграничения права в книгах (законодательства) и права в действии (правопорядка, судебного и административного процесса) (всегда существует различие между текстом закона и его применением; между нормой права и фактическим поведением людей; между целью закона и фактическими последствиями его применения).

Нормы закона имеют тенденцию к абсолютизации общих положений (не учитывают особенности конкретного дела, отстают от меняющихся общественных потребностей и правоотношений, часто противоречат интересам и морали больших социальных групп или нейтральны по отношению к ним).

Законодательство не реализуется или не полностью реализуется в жизни (не может быть действенной формой социального контроля).

Поскольку право (как совокупность норм) не в состоянии отразить всю полноту общественной жизни, необходимо расширить полномочия правоприменительных органов.

Реалисты.Довели до крайних пределов традицию отрицания юридического позитивизма (чаще звучит тезис о тождественности права и юридической практики; ценность права ставится в зависимость от эффективности правоприменительной деятельности; методологическая база – прагматизм и бихевиоризм).

Право – прежде всего судебное и административное производство (важнейшие факторы, влияющие на вынесение решения по делу, – участники процесса (в первую очередь судья), особенности и мотивы их поведения).

Бумажные право (законы, прецеденты) всегда отстает от жизни, реальное – всегда находится в движении (не имеет четких нормативных границ; чтобы правильно рассмотреть дело, судья вынужден каждый раз прибегать к методу рационализации (формулировать интуитивно пришедшее к нему решение)).

Право по своей сути есть нечто неопределенное (в этом его социальная ценность – позволяет обществу развиваться свободно).

Особенности теории.

На смену формально-догматической юриспруденции приходит социологическая школа права (их роднит позитивистская методология и использование социологического подхода в исследовании права).

Особенность социологической школы права (стремление изучать право как прикладной, функциональный институт, тесно связанный с другими социальными явлениями (экономикой, политикой, межнациональными отношениями)).

 

38. Теория солидаризма Л. Дюги

Эпоха.

Конец XIX – XX вв.

Леон Дюги (1859 – 1928) (родился в Либурне в семье юриста; окончил университет в Бордо; преподавал; стал деканом юридического факультета).

«Государство, объективное право и позитивный закон», «Курс конституционного права».

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство).

Все социальные группы общества смогут принимать участие в управлении (для этого необходимо децентрализовать власть и привлечь к ее деятельности синдикаты, представляющие рабочих и капиталистов; новое государство будет надклассовым).

Негативное отношение к системе парламентаризма (подмена воли народа; не все слои общества представлены в парламенте) (можно избежать этого, сочетая принципы парламентаризма и синдикализма – власть должна осуществляться в сотрудничестве с представителями всех социальных сил, существующих в стране).