В истории государства выявил 4 типичные формы 4 страница

Революционно-демократическая трактовка идей естественного права (позволила создать проект народного правления, основой которого признавалась крестьянская община; опирался при этом на факты русской истории (народное правление в Новгороде)).

Народное правление (устанавливается в результате революции; борьба будет тяжелой, долгой, но завершится победой народа).

Народная республика (строй равных людей; объединение самоуправляющихся общин на основе вечевых сходок; высший государственный орган – Собор; народ постоянно надзирает за деятельностью должностных лиц, предупреждает их произвол, что создает предпосылки для сохранения свободы (близость к учению Руссо о непосредственной демократии).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

В формировании общественно-политического идеала обращается к теории естественного права (центральная категория – естественное состояние (жизнь в обществе, так как природа из различия полов основала в человеке склонность к общежитию)).

В естественном состоянии человеку свойственно внутреннее ощущение правового и неправового (люди следуют правилу – не делай другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе; до появления собственности в обществе существовало единомыслие; закон ом было побуждение каждого к общественной пользе).

Общество прошло ряд стадий развития (при переходе народов к земледелию появляется государство и положительные законы; основной фактор, образующий государство, – собственность).

Закон – общая воля (в его основе должно лежать естественное право; вывод о естественных неотчуждаемых правах человека (право на собственность, безопасность, вольность, жизнь); в интересах общей пользы могут ограничиваться в случаях, предусмотренных положительным законом, отражающим общие интересы граждан).

Закон, не основанный на естественном праве, вообще не существует (право как выражение народного суверенитета и естественных законов будет действовать тогда, когда опирается на реальную силу – государство или восстание граждан).

Особенности теории.

Большое влияние на формирование мировоззрения оказали французские просветители (Вольтер, Гельвеций, Руссо, Мабли).

По историко-философским взглядам близок к русским просветителям (занимал особое место благодаря бескомпромиссному отрицанию демагогии просвещенного абсолютизма и скептическому отношению к реформам сверху – вывод о возможности нового крестьянского восстания, которое низвергнет самодержавие и крепостное право; признает закономерность бунта, готов мириться с революционным насилием; демократизм, выразившийся в признании народного суверенитета).

 

30. Политические взгляды декабристов

Эпоха.

Россия начала XIX в. (подъем русского народа в Отечественной войне 1812 г., заграничные походы русской армии, усиление крепостного гнета и рост крестьянских волнений, разочарование в реформах сверху из-за реакционного курса правительства, аракчеевщина).

Декабристы (радикальное крыло (Южное общество) и умеренное крыло (Северное общество)).

Павел Иванович Пестель (1793 – 1826) (воспитывался в Дрездене; учился в Пажеском корпусе; участвовал в Отечественной войне; назначен командиром полка; участвовал в масонских ложах; перенес свою деятельность в Южное тайное общество, возглавил его; стремился к слиянию Северного и Южного общества; после поражения декабрьского восстания повешен в Петропавловской крепости).

Никита Михайлович Муравьев (1795 – 1843) (учился в Московском университете, не окончил; пошел добровольцем на военную службу; участвовал в Отечественной войне; капитан гвардии; дошел до Парижа; принял активное участие в организации тайных обществ; один из руководителей и вождей Северного общества; в декабрьском восстании не принимал участия; был арестован, присужден к смертной казни, замененной каторжными работами; переведен на поселение в Иркутский округ).

Происхождение государства.

Пестель (происхождение общества и государства связывает с естественными законами человеческого бытия, которые определяют обязанности людей по отношению друг к другу; люди познают эти обязанности благодаря изучению законов природы и естественных нужд).

Цель всякого общества – удовлетворение общих нужд (вытекает из неизменности человеческой природы; избрание средств достижения цели зависит от нрава и личных качеств каждого человека; согласование целей и средств достигается при помощи общественного договора в гражданском обществе, где все должны быть равны перед законом).

Природа гражданского общества предполагает разделение его членов на повелевающих и повинующихся (деление происходит из нравственного превосходства одних над другими или благодаря поручению распоряжаться общим действием, избирая подходящие для этого средства).

Цель общественного договора – благоденствие всего общества вообще и каждого из членов общества в отдельности, а не только избранных (если государство заботится о немногих, оно порочно в своей основе).

Характеристика государства (определение государства). (–).

Формы государства (идеальное государство).

Пестель. Общество страдает от отсутствия революции (государства, в которых не было революции, лишены многих необходимых народу преимуществ и учреждений).

Сторонник диктатуры Временного верховного правления (продлится 10 – 15 лет после победы революции).

Самодержавие уничтожалось, провозглашалась республика, основанная на принципе народного суверенитета, все сословия и сословные привилегии отменялись, объявлялось равенство всех перед законом и признавалось неоспоримое право каждого гражданина участвовать в государственных делах.

Республика (унитарное государство; состояла из губерний или областей, уездов, волостей; ежегодно в каждой волости собиралось общее собрание жителей, непосредственно выбиравшее своих депутатов в местные органы власти (наместные собрания)).

Наместные собрания (широкая компетенция – выслушивали отчеты исполнительных органов власти (правлений); принимали и рассматривали жалобы на местное начальство, выбирали новых чиновников местного управления, утверждали прежних; губернские собрания также выбирали представителей в высший законодательный (однопалатный) орган власти – Народное вече).

Исполнительная власть (Державная дума, состоящая из 5 членов, избранных Народным вече на 5 лет; ежегодно заменялся один из них; председательствовал тот, который заседал последний год).

Блюстительная власть (контролирует точного исполнения конституции в стране; следит за тем, чтобы законодательная и исполнительная власти не выходили из пределов, поставленных им законами) (Верховный собор из 120 членов, избирались пожизненно).

Суд (сословный суд отменялся; вводился гласный суд присяжных заседателей, равный для всех граждан).

Провозглашался принцип неприкосновенности права собственности, объявлялась полная свобода занятий для населения, свобода книгопечатания и вероисповедания.

Земля (наделение крестьян землей – изъять половину земли у помещиков (у богатых бесплатно, у других с денежной компенсацией); в каждой волости землю разделить на две части, одну из которых считать общественной (должна принадлежать обществу, раздаваться членам волостного общества в пользование), а другая должна оставаться в гражданском обороте).

Муравьев (три варианта конституции, наиболее интересен второй – республиканские воззрения сменились конституционно-монархическими с оговоркой о возможном введении республики).

Законодательная, исполнительная и судебная власти разделены.

Россия – федеративное государство, состоящее из 13 держав и двух областей (Московской и Донской), столица – Нижний Новгород.

Законодательная власть (верховный орган – двухпалатное Народное вече (верхняя палата – Верховная дума (42 члена, избранных правительствующими собраниями держав и областей на 6 лет), нижняя – Палата народных представителей (450 членов, выбранных на 2 года гражданами держав); палаты заседают раздельно; законопроект, принятый обеими палатами, передавался на подписание Императору и приобретал силу закона; Император наделялся суспенсивным вето).

Исполнительная власть (император – верховный чиновник российского правительства, приносящий при вступлении в должность присягу Народному вече (назначает глав приказов с совета и согласия Верховной думы, ведает дипломатией, командует военными силами

Все должностные лица за нарушение законов привлекались к ответственности народными представителями (Верховная дума в этих случаях становилась судом).

В державах также существовала двухпалатная система (законодательное собрание, состоящее из Палаты выборных и Державной думы).

Освобождение крестьян от зависимости, но земли помещиков остаются за ними (только в последнем варианте конституции сформулировал положение о незначительном наделении крестьян землей).

Высокий имущественный ценз (только земельный собственник или владелец капитала был полноправным гражданином; соизмеряет право на замещение должностей с имущественным положением и по этому принципу делит всех граждан на 4 категории).

«Общество южных славян», вошедшее в состав Южного общества (цель – объединение всех славянских народов в одну демократическую республиканскую федерацию (Россия, Польша, Богемия, Моравия, Венгрия с Трансильвания, Сербия, Молдавия, Валахия, Далмация, Кроация; все, кроме России, утратили национальную независимость и обретут ее в совместной борьбе за свободу)).

После победы революции (предполагали определить границы каждого славянского государства, ввести у всех народов форму демократического представительного правления, составить конгресс для управления делами Союза и для изменения законов, представляя каждому государству внутреннее устройство и независимость в составлении своих внутренних законов).

Понятие права (отличие от закона; виды права).

Пестель (законы должны опираться на постулат, что личная свобода – первое и важнейшее право каждого гражданина и священная обязанность каждого правительства; правительство создается для содействия свободе граждан; выступление против опасных злоупотреблений правительства – защита народом своих естественных прав; революция – радикальное средство прекратить злоупотребления и восстановить свободу

Особенности теории.

Отрицание абсолютизма, крепостного права, сословных привилегий.

 

31. Политико-правовые взгляды славянофилов

Эпоха.

Кризисное состояние крепостнической России в XIX в.

Константин Сергеевич Аксаков (1817 – 1860) (русский литератор и историк, сын писателя С.Т. Аксакова; окончил Московский университет; защитил магистерскую диссертацию о Ломоносове

Происхождение государства.

Славянские племена не могли сами составить государственное устройство (не могли и не хотели принести в жертву внешнему закону закон внутренний, не могли и не хотели обратиться из общины в государство).

Правда внутренняя могла развиваться только под опекой правды внешней (русский народ сознал и понял необходимость государственной власти на Земле и добровольно призвал ее извне).

Государство в России образовалось не в результате закономерного развития общества, а вследствие добровольного договора и приглашения чужого племени извне (пришельцы принесли готовый аппарат государственной власти, но русский народ остался чуждым его принципам).

Характеристика государства (определение государства).

Государство – воплощение правды внешней, принудительного закона (противоречит самому духу русского народа и всего славянства в целом, изначально вследствие племенных особенностей готового для восприятия великой правды православия).

В истории России, согласно норманнской теории, видит две силы (землю и Государство, находящиеся в системе взаимного невмешательства; государство функционировало по своим законам правды внешней, не нарушая внутренней жизни Земли, которая несла неизбежные государственные повинности, но имела возможность жить своей самобытной жизнью).

Исключал вмешательство государства в дела Земли (Земля же имела возможность оказывать определенное влияние на Государство; у Земли не было политических прав, но она оставила себе неотъемлемое право духовной свободы (свободы мысли и слова)).

Реформы Петра I нарушили исконные взаимоотношения между Государством и народом (Государство совершает переворот, разрывает союз с Землей и подчиняет ее себе, начиная новый порядок вещей; отвергает этим основной принцип своего существования, вторгаясь во внутреннюю жизнь народа так, что довело его до животного состояния, поставило в положение раба).

Между русским государством и общиной создаются особые отношения (существуют параллельно, сохраняя свою внутреннюю целостность и самобытность; община опирается на нравственный принцип, на внутреннюю правду, а Государство – на внешний и формальный закон; преобладание внешнего закона в обществе над внутренней правдой ослабляет нравственное достоинство человека и опустошает его душу).

Государство не вмешивается во внутренний мир Земли, точно так же, как и народ не претендует на функции Государства (народ не должен выйти из самого себя, поставить себе задачу перейти в иную, несвойственную и недоступную ему область государственности).

Формы государства (идеальное государство).

Восстановление духовной гармонии в России (правительству – право действия (следовательно, закона), народу – сила мнения (следовательно, слова)).

Положения о праве крестьян на землю (необходимость освобождения крестьян с землей; наличие двух взаимоограничивающих прав на землю (права владения крестьян и права собственности помещиков); принадлежность верховного права на землю российскому государству).

Прошлый уклад русской жизни отличался крепкими религиозно-нравственными устоями, на которых основывалась личная и социально-политическая жизнь (в общинном начале главный источник русской жизни).

Идеализация Московской Руси (по их мнению, союз земледельческих общин с самодержавной властью царя (народная монархия); идеальное государственное учреждение – Земский собор, в котором осуществлялось единение царя с Землей).

Стремились учесть интересы всех сословий русского общества (крестьянства, нарождающейся буржуазии, помещиков).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Славянофилы противопоставляли исконное славянское общество и государство, считая последнее вторичным по отношению к жизни народа.

Некритически относились к историческому прошлому нашей страны (отвергнув западный либерализм, не смогли предложить реальных средств обуздания самодержавия).

 

32. Политико-правовые взгляды А.И. Герцена

Эпоха.

Кризисное состояние крепостнической России в XIX в.

Александр Иванович Герцен (1812 – 1870) (родился в Москве в семье помещика; окончил физико-математическое отделение Московского университета; организовал оппозиционный студенческий кружок; арестован; выслан в Вятку, где служил в губернской канцелярии, переведен во Владимир; вернулся в Москву; служил в Петербурге в канцелярии Министерства иностранных дел; вышел в отставку; вернулся в Москву; уехал за границу; основал в Лондоне вольную русскую типографию, стал издавать альманах «Полярная звезда», а затем журнал «Колокол» (главная тема – крестьянская реформа, перспективы российской государственности, русский социализм)).

«Письма из Франции и Италии», «С того берега» (наблюдения 40-50-х годов; стал очевидцем революции 1848 г. во Франции; разочаровался в западничестве (Западная Европа исчерпала потенциал социального творчества)).

«Былое и Думы».

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства).

Называл крепостное право язвой, пятном, безобразием русского быта (процесс закрепощения – историческим преступлением) (убеждал дворян и правительство не медлить с освобождением, спасти народ и страну).

Поддержал проект выкупной операции (освобождение с землей), противостоявший правительственному проекту, сохранявшему на неопределенное время обязанное состояние крестьян (реформа 1861 – компромисс между этими двумя проектами).

Считал, что вопреки недостаткам реформы 1861, она помогла крестьянству узаконить свое право на землю.

Государство (первоначально разделял увлечение гегельянством; позднее испытал влияние анархизма (взял у них идеи децентрализации и самоуправления, но дистанцировался от антигосударственности); с годами стал смотреть на него трезво и прагматично (не считал его вечным атрибутом цивилизации, но понимал его необходимость в ближайшем будущем)).

Государство – форма, через которую проходит всякое человеческое сожитие, принимающее значительные размеры (постоянно изменяется с обстоятельствами и подстраивается под потребности) (механизм, способный содействовать прогрессу или тормозить его; не имеет собственного определенного содержания, служит и реакции, и революции, тому, с чьей стороны сила).

Даже на фоне Западной Европы Россия выглядела анахронизмом (в середине 50-х годов появилась надежда на преобразование – реформы Александра II (преднамеренно искажены, к середине 60-х годов свернуты)).

Формы государства (идеальное государство).

Возникла мысль об органе, правомочном встать выше самодержавия (им мог стать Земский собор, вручивший в 1613 г. Романовым государственную власть; идея возрождения земских соборов заимствована у славянофилов).

Земский собор (центральное место должен занять аграрный вопрос; другие вопросы (о развитии выборного самоуправления, об организации суда, о порядке взимания налогов)).

Конституция должна строиться снизу (с полновластного и эффективного механизма МСУ; самоуправление общин должно было перерасти в самоуправление уездное и областное).

Будущие области, самостоятельные во внутренних делах и возглавляемые областными думами, соединяются в федерацию, в общий союз.

Выборы (критическое отношения к прямым выборам – много депутатов, которых население не знает и выбирает равнодушно или при подкупе; выбор центрального управления возможен только через посредство выборных областных).

Нет стремления к разрушению центрального аппарата управления (он должен выполнять два условия – правительство не может привести в исполнение ни одного закона, не утвержденного союзной думой; оно также не нарушает областных прав и законодательств).

Исполнительная власть (должна действовать в законных рамках, определенных Земским собором и государственной думой).

Неоднозначное отношение к формам правления (французская республика времен президентства Луи Бонапарта хуже английской монархии).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

Европу первой половины XIX в. захлестнула волна индивидуализма (буржуазия освободила себя и свою собственность от всех обязанностей перед обществом, кроме содержания государства для своей охраны; человек, не имевший собственности, был обезличен (без социальных гарантий его личность могла стать беспомощной, а конституционные права не могли реализовываться); социальный вопрос встал в XIX в. во всей Европе).

В России этот вопрос требовал другого решения (на Запале была проблема пролетариата, в России – не допустить пролетаризации; пролетарий требовал работы и хлеба, русский крестьянин хотел земли, чтобы растить хлеб).

Связывал будущее прогресса не с воинствующим индивидуализмом, а с солидарностью и социализмом (высоко ценил общинные традиции русского крестьянства).

Теория русского социализма, который от признания права работника на орудия работы, от земли и народного начала общественного права собственности, от мирского самоуправления и промышленной артели пойдет навстречу экономической справедливости.

Не идеализировал русскую деревню (но верил, что, освободившись и окрепнув, сельские общества начнут новую жизнь, улучшат земледелие, разовьют промышленность и торговлю, построят дороги; расширятся их связи и кругозор, определятся взаимные права человека и общества, исчезнет патриархальность).

Средства осуществления социальных преобразований (не исключал революционных путей; все зависит от обстоятельств (упорство реакции может привести к революции; ее ослабление и согласие на созыв Земского собора могут дать мирный исход); революционные лозунги считал преждевременными (не исчерпаны реформаторские усилия).

Различал революции:

1) антифеодальные (цели ясны, определенны и в принципе достижимы);

2) антибуржуазные (буржуазный мир снова возродится – новая организация общества еще не готова к осуществлению).

 

33. Политико-правовые взгляды Н.Г. Чернышевского

Эпоха.

Кризисное состояние крепостнической России в XIX в.

Николай Гаврилович Чернышевский (1828 – 1889) (родился в Саратове; учился в духовной семинарии; окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета; работал старшим учителем словесности в саратовской гимназии; переехал в Петербург; защитил диссертацию; работал в журнале «Современник», возглавил его; разошелся с либеральными реформаторами; арестован и осужден на каторгу и вечную ссылку в Сибирь; в 1883 получил разрешение поселиться в Астрахани, а затем вернуться в Саратов).

Происхождение государства. (–).

Характеристика государства (определение государства).

Вопрос о крестьянской земле (сначала подходил некритически к предполагаемым суммам выкупных платежей; вникнув в содержание, изменил мнение).

Помещики требовали назначить выкуп не по стоимости земель, а по сумме капитализированных оброков, хотя оброчные платежи не могли считаться поземельной рентой, поскольку не соответствовали количеству, качеству, доходности и цене земли (подмена понятий – декларированный выкуп земли превращался в выкуп произвольных поборов, взимавшихся при крепостном праве).

Вопрос об общинном земледелии (стремился помешать решению судьбы общины за спиной и помимо воли крестьян; знал недостатки общины, но не они были причиной плохого состояния земледелия) (крепостное право, земельный голод, податной гнет, административное бесправие, неграмотность, упадок энергии в народе, отсутствие оборотного капитала – гибельны при любой форме земледелия).

Видел выход в союзах крестьянских хозяйств, в составлении земледельческих товариществ, в кооперации (приближение западных идей кооперации к традициям своего народа).

Политические вопросы (сторонник правового общества, МСУ, федерации).

Один из самых серьезных недостатков – всеобщая привычка к беззаконию и бесправию, слабость правового порядка в русской жизни.

Начинающиеся реформы дали надежду на правопорядок, на улучшение администрации и суда (считал эти задачи жизненно важными для России и связывал с ними надежду на подъем благосостояния и нравственного уровня народа).

Самоуправление (каждый гражданин должен быть независим в делах, касающихся только его; каждое село и город – в своих делах, каждая область – в своих; демократия требует полного подчинения администратора жителям округа, делами которого он занимается; демократия требует самоуправления и доводит его до федерации).

Принцип невмешательства государства в экономические отношения (сознавал, что надежды на саморегулирование капиталистической экономики преувеличены – перепроизводство, кризисы, растущие социальные антагонизмы) (разумное законодательство для экономической сферы совместимо со свободой хозяйственной деятельности – государство не может иметь огромного влияния на экономику).

Разделял гуманистические стремления к улучшению положения низших классов и расширенную концепцию прав человека (не призывал к уравнительному распределению общественного богатства, но считал, что общество и государство не имеют права бросать на произвол судьбы своих обездоленных граждан, а также должны давать приличное вознаграждение за труд человеку, желающему и умеющему заниматься честным и полезным трудом).

Разделял социальные требования и убеждение, что законы и распоряжения, касающиеся положения рабочего класса, могут составляться не иначе как по соглашению с этим классом, с его одобрения и при его участии; возлагал надежды на промышленные союзы работников.

Принял сближение западноевропейского либерализма с социалистическими принципами (одним из первых в России оценил и пропагандировал начинавшееся в Европе кооперативное движение и начал переводить русский социализм Герцена и Огарева в плоскость кооперативного социализма).

Формы государства (идеальное государство).

Форма правления (не хотел предрешать этот вопрос; знал, что любая авторитарная власть быстро вырождается во власть окружающей клики; но и республиканская форма не представлялась безупречной (неудачный опыт французской республики 1848 – 1851 гг.)).

Понятие права (отличие от закона; виды права). (–).

Особенности теории.

По складу ума, характеру, породу занятий был не революционером, а просветителем (силу общественного мнения от предпочитал силе оружия).

Боялся стихийной революции в России (из-за тяжелых условий жизни народ невежествен, исполнен грубых предрассудков и слепой ненависти).

Ни обращения к верхам, ни выступления низов не обещали успеха (оставался третий путь – постепенная подготовка общественного сознания, которое он считал решающим фактором).

Задача, поставленная им, – не бунтарство и тем более не террор, а просвещение народа и помощь ему в самоорганизации (считал политическую организацию крестьян делом вполне осуществимым; организованное крестьянское движение при поддержке общественного мнения либо подтолкнет реформы сверху, либо обеспечить успех революции снизу).

Не был приверженцем насильственных методов (но сознавал неизбежность революции, когда общество не способно осуществить преобразования мирным путем; был убежден, что возможности революционного насилия ограничены – позитивная роль насилия невелика).

 

34. Политическая платформа революционного народничества 60 – 70-х годов XIX в.

Эпоха.

Россия второй половины XIX в. (неудовлетворенность реформой, давшей крестьянам свободу, но не землю).

Народничество продолжило борьбу за интересы крестьянства, когда либералы были убеждены, что все необходимое сделано (характерно скептическое и враждебное отношение к либеральному реформизму; никчемность результатов реформы должна привести к тому, что сам народ возьмется за осуществление своих прав; единственное средство – революция).

Идейные вдохновители движения (Герцен, Огарев, Чернышевский).

Хождение в народ выявило организационную слабость народнического движения и определило необходимость единой, централизованной организации.

В 1876 создана «Земля и воля» (ее представители стали создавать среди крестьян оседлые деревенские поселения; не оправдались их надежды поднять крестьян на революцию; разочарование, усиление репрессий способствовали обострению разногласий внутри организации; одним из основных средств революционной тактики постепенно становится террор).

Оказавшись не в состоянии осуществить переворот, народовольцы в письме к Александру III выдвинули программу-минимум (обещали в случае провозглашения политических свобод прекратить террористическую деятельность) (правительство игнорировало их требования; они потерпели поражение).

Петр Лаврович Лавров (1823 – 1900) (ученик знаменитого русского математика академика Остроградского; предпочел академической карьере жизнь революционера; сблизился с Чернышевским; за участие в «Земле и воле» сослан в Вологду; переписывался с Огаревым; бежал за границу; принят в одну из секций I Интернационала; стал участником Парижской коммуны; познакомился с Марксом и Энгельсом; примкнул к «Народной воле»

Петр Никитич Ткачев (1844 –1885) (в революционное движение вошел, будучи студентом столичного университета; член тайного общества «Народная расправа»; осужден и сослан; бежал за границу).