Аудит учетной политики предприятия.

Учетная политика — выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского учета.

Вопросы формирования учетной политики и ее исполнения относятся к значимым областям аудита, оказывающим существенное влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В связи с этим учетная политика организации является объектом проверки на всех этапах аудита бухгалтерской отчетности - от планирования до формирования заключения.

Целью ознакомления с учетной политикой при планировании аудита является изучение и оценка основных принципов организации бухгалтерского учета и документооборота проверяемого предприятия. При этом устанавливается наличие и состав распорядительных документов, определяющих учетную политику.

Изучив и проанализировав представленную информационную базу, важно определить (дать оценку), не является ли формальным отношение администрации клиента к формированию и исполнению учетной политики. Наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и других распорядительных документов, связанных с ней, вовремя изданных и правильно оформленных, не может в достаточной мере свидетельствовать об использовании учетной политики в качестве инструмента управления организацией.

При проверке формирования учетной политики аудитор должен соблюдать следующие принципы:

1) обособленность имущества предприятия;

2) непрерывность деятельности, т.е. предприятие собирается продолжить свою деятельность в будущем и не предполагается сокращение производства или ликвидации;

3) последовательность применения учетных принципов в динамике по годам (при этом выбирается учетная политика по каждому году);

4) ограничение учетного периода (или временная определенность фактов хозяйственной деятельности).

При проверке учетной политики аудитор должен следить за соблюдением следующих требований:

1. Полнота учета, т.е. полное отражение всех фактов хозяйственной деятельности (хозяйственных операций).

2. Соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации, какова периодичность проверок.

3. Осуществляют ли на предприятии работу по выявлению резервов для улучшения работы предприятия.

4. Непротиворечивость данных аналитического и синтетического учета.

5. Качество оформления бухгалтерских документов.

6. Соответствие показателей бухгалтерской отчетности данным баланса и формам отчетности.

7. Проводится ли на предприятии внутренний аудит и его качество.

Аудитор также проверяет, правильно ли организована работа бухгалтерии, имеются ли должностные инструкции на работников, график представления первичных документов отчетности, контроль за соблюдением графиков выполнения обязанностей и т.д. Кроме того, аудитор проверяет наличие приказа (распоряжения) об учетной политике и срок фактического ввода в действие (не позднее 90 дней со дня государственной организации).

Если имели место изменения в учетной политике, выясняется, с чем связаны изменения и отражено ли это в соответствующем приказе.

При проведении проверки ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководство предприятия, а главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухучета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (согласно Закону о бухгалтерском учете).

В настоящее время аудитору следует проверить:

1. Утверждены ли руководителем предприятия рабочий план счетов с учетом специфики производства, формы первичных документов, правило документооборота и технология обработки учетной информации, контроль за хозяйственными операциями.

2. Определить:

— по какой форме и как ведется учет (мемориально-ордерная, журнально-ордерная, автоматизированная и др.);

— применяются ли компьютерная техника и компьютерные программы;

— правильно и качественно ли оформлены первичные документы;

— записываются ли в хронологической последовательности операции в регистры бухгалтерского учета и обеспечена ли защита регистров от различного вида исправлений (в условиях контрольного учета);

— составлена ли бухгалтерская отчетность в полном объеме;

— существуют ли договоры о материальной ответственности с материально ответственными лицами.

Типичные ошибки при аудите учетной политики (наиболее часто в приказе не находят отражения вопросы):

I. Организационно-технические:

¾ правила и график документооборота;

¾ внутренняя отчетность (состав, формы, периодичность, сроки составления и представления, пользователи);

¾ система внутреннего контроля (служба внутреннего аудита, специалист, лично руководитель);

¾ положение о бухгалтерии и должностные инструкции на работников бухгалтерии;

¾ порядок проведения инвентаризаций.

II. Методологические:

¾ способы контроля отклонений фактического расхода материалов от норм;

¾ порядок списания общехозяйственных и коммерческих расходов;

¾ способы распределения косвенных расходов;

оценка незавершенного производства.

III. Налоговые:

¾ порядок организации раздельного учета затрат (по видам деятельности, по реализованным товарам, облагаемым разными ставками НДС и необлагаемым НДС и налогом с продаж, и т.п.);

¾ порядок организации раздельного учета объектов социальной сферы (для получения права на льготу по налогу на имущество в случаях, когда имущество используется совместно для производственных (льготируемых) и нельготируемых целей).