ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ВВОЗНЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ

Определены ст. 211 ТК ТС
Дополнены ст. 229 Закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации"

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов ВОЗНИКАЕТ у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации (ст. 211 ТК ТС)

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов ПРЕКРАЩАЕТСЯ у декларанта:

1. в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, НЕ СОПРЯЖЕНЫХ с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;

2. в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, СОПРЯЖЕНЫХ с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров соответствии с таможенной процедурой, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами.

При помещении товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления в стране-участнице ТС, повторное помещение данного товара под эту процедуру при ввозе на территорию Российской Федерации не требуется. Если в отношении таких товаров уплачены таможенные платежи, ставки которых ниже ставок, действующих на территории Российской Федерации, предоставлены льготы, либо не соблюдены ограничения, установленные законодательством Российской Федерации-доплата или уплата сумм таможенных платежей и предоставление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, производится при декларировании.

Статья 211 ТК ТС устанавливает возникновение, прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В отношении товаров, помещаемых под данную таможенную процедуру, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях, установленных ст. 80 ТК ТС, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за товары-до их выпуска.

Также ст. 211 регламентирует вопросы прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот, которые сопряжены с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (такая обязанность прекращается по истечении пяти лет со дня выпуска товаров или иного установленного срока действия ограничений при условии, что в этот период лицо не отказалось от использования таких льгот и им не нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами). Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении указанных товаров прекратится также в случаях помещения товаров в течение пятилетнего или иного установленного срока действия ограничений под таможенные процедуры уничтожения (гл. 42 ТК ТС) или отказа в пользу государства (гл. 43 ТК ТС), а также при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта (гл. 40 ТК ТС) (если до такого помещения не нарушены ограничения и лицо не отказалось от использования льгот). Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратится и в общих случаях, установленных ст. 80 ТК ТС, наступивших в течение пятилетнего или иного установленного срока действия ограничений.

При совершении действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов, который определен как первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен-день регистрации таможенным органом таможенной декларации для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Срок уплаты таможенных пошлин, налогов установлен и для случая отказа от использования таких льгот: до внесения изменений в таможенную декларацию в части отказа от использования льгот. Возможность внесения таких изменений предусмотрена ст. 191 ТК ТС:

1) сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:

· если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;

· если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

2) внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза (см. Решение Комиссии Таможенного союза № 255 от 20.05.2010 г.);

3) таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства Таможенного союза.

Уплата ввозных таможенных пошлины, налогов должна быть произведена декларантом в следующие сроки:

· в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления,-до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой для внутреннего потребления;

· в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по использованию и (или) распоряжению этими товарами;

· в случае отказа от использования таких льгот-до внесения в таможенную декларацию, поданную для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, изменений в части отказа от использования льгот;

· в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям предоставления льгот,-в первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен-в день регистрации таможенным органом таможенной декларации, поданной для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

В соответствии со ст. 3 " Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)" от 20.05.2010 (далее-Соглашение от 20.05.2010) была предусмотрена уплата плательщиками ввозной таможенной пошлины на единый счет Управления Федерального Казначейства по г. Москве (далее-УФК по г. Москве) отдельными платежными документами по коду бюджетной классификации 153 1 10 11010 01 1000 180 " Ввозные таможенные пошлины (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), уплаченные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г."

Переходный период, предусмотренный для Российской Федерации п. 2 ст. 12 Соглашения, в течение которого допускалось осуществление зачета в счет уплаты ввозной таможенной пошлины авансовых платежей, уплаченных на счет УФК по г. Москве, истек 28 февраля 2011 года. Поэтому с 1 марта 2011 года зачет авансовых платежей в счет уплаты ввозной таможенной пошлины не производится.

Кроме того, в соответствии со ст. 3 Соглашения ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.

Порядок подтверждения фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) определен Приказом ФТС России от 18.12.2006 № 1327 " Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при подтверждении фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию РФ)" (в ред. от 25.12.2009).

Таможенные органы производят подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров в соответствии с Порядком по обращениям следующих лиц (далее-Заявители) либо их уполномоченных представителей:

· российских лиц-декларантов товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта (далее-товары), в том числе топлива и горюче-смазочных материалов, которые необходимы для обеспечения нормальной эксплуатации воздушных и морских судов, судов смешанного (река-море) плавания, вывозимых в соответствии с таможенным режимом перемещения припасов; в соответствии с письмом ФТС России от 01.08.2012 № 04-63/38316 " О совершении таможенных операций в отношении припасов" , если при заходе в морские порты Российской Федерации иностранных морских судов страна отправления и назначения совпадают, не происходит выгрузки и (или) погрузки товаров, посадки и (или) высадки пассажиров или для целей захода в порт произошло существенное отклонение от установленного маршрута, то в таких случаях топливо и горюче-смазочные материалы, загружаемые на указанные суда, со всей очевидностью заходящие в российские порты исключительно для целей бункеровки (если это следует, в том числе, из документов, представляемых таможенному органу при прибытии), в целях недопущения необоснованных потерь федерального бюджета не могут декларироваться в качестве припасов;

· российских лиц, выполняющих работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, перемещаемых трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи;

· российских лиц, выполняющих работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории;

· российских лиц, выполняющих работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой или транспортировкой через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита;

· российских лиц, выполняющих работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания в случае, если погрузка и таможенное оформление товаров, вывозимых в соответствии с таможенным режимом экспорта морскими (речными) судами, осуществляются вне региона деятельности пограничного таможенного органа, в котором оформляется убытие товаров.

Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации (ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации) производится таможенными органами на основании обращений, непосредственно представляемых Заявителями (их уполномоченными представителями) либо направляемых по почте или посредством курьерской службы доставки. Обращение о подтверждении фактического вывоза товаров может быть подано Заявителем в таможенный орган, расположенный в месте убытия товаров с таможенной территории Российской Федерации, одновременно с предъявлением товаров этому таможенному органу. В обращении Заявитель указывает:

· просьбу подтвердить фактический вывоз (ввоз) товаров;

· способ, которым Заявитель просит передать либо направить документы с отметками таможенного органа, подтверждающими фактический вывоз (ввоз) товаров;

· налоговый орган, в который Заявитель при необходимости просит направить информацию о фактическом вывозе товаров (по желанию Заявителя).

В обращении либо в приложении к нему в целях идентификации документов, представленных для проставления отметок, подтверждающих фактический вывоз (ввоз) товаров с информацией о товарах, содержащейся в таможенном органе, Заявитель сообщает следующие сведения:

    • наименование таможенного органа, в котором производилось таможенное оформление товаров;
    • регистрационный номер транзитной декларации, грузовой таможенной декларации либо иного документа, используемого в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела в качестве декларации на товары (далее-ДТ);
    • наименование и количество товаров (в основной и дополнительной единицах измерения);
    • период вывоза товара (с указанием месяца и года), а при перевозках товаров морскими, речными, смешанного (река-море) плавания судами либо воздушными судами-ориентировочной даты фактического вывоза товаров, известной заявителю на момент подачи заявления;
    • сведения о транспортных средствах (регистрационный номер автотранспортного средства, название морского (речного) судна, бортовой номер и номер рейса воздушного судна, номер вагона, номер контейнера и т.п.), на которых товар фактически перемещался через таможенную границу Российской Федерации, известные заявителю на момент подачи заявления;
    • наименование пункта пропуска товаров через государственную границу Российской Федерации (морской (речной), воздушный порт, железнодорожная станция, автомобильный пункт пропуска), через который осуществлялся фактический вывоз (ввоз) товаров, известный на момент подачи заявления.

Обращение должно быть подписано руководителем Заявителя или лицом, им уполномоченным, и заверено печатью организации.

К обращению Заявитель прилагает:

а) таможенную декларацию или ее копию, заверенную в установленном порядке (за исключением случаев подтверждения фактического вывоза (ввоза) товаров, при обращении заявителей, указанных в подпунктах " г" , " д" );

б) экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через таможенную границу РФ (по выбору заявителя);

в) копию транзитной декларации в случае перевозки товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита;

г) почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (если в обращении Заявитель просит направить документы почтой);

д) почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом налогового органа, в который Заявитель просит направить информацию о подтверждении фактического вывоза (ввоза) товаров (если Заявитель просит направить информацию в налоговый орган).

Заявитель вправе в целях ускорения оформления подтверждения фактического вывоза (ввоза) товаров:

1. приложить к заявлению магнитный носитель, содержащий сведения, указанные в заявлении и приложении к нему, в электронном виде в формате, позволяющем осуществлять их считывание с использованием стандартных программных средств Microsoft Office;

2. указать (с использованием печатающего устройства) на оборотной стороне таможенной декларации либо ее копии сведения о фактически вывезенных товарах (коды товаров согласно ТН ВЭД ТС, их наименование и количество (в основной и дополнительной единицах измерения)).

При этом если в таможенной декларации были заявлены товары одного кода по ТН ВЭД ТС и наименования, то сведения об их коде и наименовании не указываются. Если в одной таможенной декларации были заявлены сведения о товарах разных кодов по ТН ВЭД ТС и наименований, то при их перечислении сначала указывается порядковый номер товара из графы 32 декларации на товары.

Заявители, реализующие работы (услуги), дополнительно к документам представляют копию договора Заявителя на выполнение работ (услуг), который содержит информацию, подтверждающую вид подлежащих выполнению работ (услуг) в отношении вывезенных (ввезенных) товаров, если сведения о них не содержатся в международных транспортных документах.

Документы с отметками, подтверждающими фактический вывоз (ввоз) товаров, выдаются (направляются) таможенными органами Заявителю:

1. лично (его уполномоченному представителю), если в обращении указано лицо, которому необходимо вручить документы;

2. по почте, если к обращению приложен почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом Заявителя;

3. курьерской службой доставки, если в обращении указано наименование соответствующей курьерской службы, услугами которой пользуется Заявитель.

Если в обращении содержится просьба направить информацию о подтверждении фактического вывоза (ввоза) в налоговый орган, который будет принимать решение об обоснованности применения налоговой ставки 0%, и к обращению приложен почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом такого налогового органа, таможенный орган одновременно с направлением (выдачей) документов Заявителю направляет информацию о выданном подтверждении фактического вывоза (ввоза) в указанный Заявителем налоговый орган.

Информация для налогового органа формируется в произвольной форме и должна содержать сведения о количестве (в основной и дополнительной единицах измерения, используемых в ТН ВЭД ТС) и сроках вывоза (ввоза) товаров, а также наименовании организации, получившей подтверждение фактического вывоза (ввоза) товаров, и дате выдачи подтверждения.

При этом в случае поступления из налогового органа запроса, касающегося фактического вывоза (ввоза) товаров данной организацией, налоговый орган информируется о направлении в его адрес письма, содержащего сведения о фактическом вывозе (ввозе) товаров (с указанием номера и даты письма).

Подтверждение фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации производится уполномоченными должностными лицами таможенного поста либо таможни (в случае, если начальником таможни принято решение о делегировании полномочий по подтверждению фактического вывоза товаров структурному подразделению таможни), в регионе деятельности которых находится место убытия товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (далее-уполномоченное должностное лицо).

При обращении лица за подтверждением фактического вывоза товаров уполномоченное должностное лицо проверяет:

1. наличие у обратившегося лица права на получение подтверждения фактического вывоза товаров;

2. соответствие сведений, указанных в обращении, и приложений к нему.

Проверку факта вывоза товаров уполномоченные должностные лица таможенных органов осуществляют с использованием информационных ресурсов, сформированных программными средствами, включенными в Фонд алгоритмов и программ ФТС России, предназначенными для учета вывоза товаров.

В исключительных случаях, например, при необходимости сопоставления копий таможенных деклараций либо копий транспортных документов, представленных Заявителями для оформления подтверждения вывоза, с оригиналами, представленными таможенным органам при получении разрешения на убытие, уполномоченные должностные лица таможенных органов при подтверждении фактического вывоза могут использовать бумажные экземпляры документов, хранящиеся в архиве таможенного органа.

Срок проверки факта вывоза товаров и выдачи (отправки) Заявителю документов с отметками, подтверждающими фактический вывоз, либо мотивированного отказа в подтверждении фактического вывоза составляет:

1. пять рабочих дней со дня получения таможенным органом обращения Заявителя и документов (копий):

2. таможенной декларацию или ее копии, заверенную в установленном порядке;

3. экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копии, заверенной в установленном порядке, на основании которого товар перемещался через таможенную границу Российской Федерации (по выбору заявителя);

4. копию транзитной декларации в случае перевозки товаров в соответствии с таможенным режимом международного таможенного транзита;

5. почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом заявителя (если в обращении Заявитель просит направить документы почтой);

6. почтовый конверт с государственными знаками оплаты услуг почтовой связи и надписанным адресом налогового органа, в который Заявитель просит направить информацию о подтверждении фактического вывоза (ввоза) товаров (если Заявитель просит направить информацию в налоговый орган).

7. двадцать дней со дня получения таможенным органом обращения Заявителя и документов (копий)-в иных случаях.

По решению начальника таможни выдача Заявителям (его уполномоченным представителям) документов с отметками, подтверждающими фактический вывоз, на руки либо их отправка по почте, либо курьерской службой доставки может осуществляться таможенными постами либо структурными подразделениями таможни, осуществляющими подтверждение фактического вывоза, без оформления отдельного сопроводительного письма. Мотивированный отказ в подтверждении фактического вывоза либо информационное письмо в налоговый орган оформляются на бланке таможенного органа за подписью начальника таможенного органа, осуществляющего подтверждение фактического вывоза, либо лица, им уполномоченного.

По решению начальника таможни таможенный пост либо структурное подразделение таможни, осуществляющие подтверждение фактического вывоза товаров, может самостоятельно вести учет обращений Заявителей, переданных им на исполнение по реестрам, учет выданных Заявителям копий документов с отметками, подтверждающими фактический вывоз (ввоз) товаров, осуществлять контроль за сроками исполнения обращений. После проверки факта вывоза товаров уполномоченное должностное лицо таможенного органа делает отметку " Товар вывезен" (штамп либо запись) с обязательным указанием даты фактического вывоза товаров и заверяет ее личной номерной печатью на копиях документов, представленных заявителем для подтверждения фактического вывоза:

а) в случае представления таможенной декларации (копии)-на оборотной стороне таможенной декларации (копии);

б) если представлен экземпляр транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа или его копия-на оборотной стороне первого листа данного документа;

в) в случае вывоза припасов-на оборотной стороне таможенной декларации на припасы;

г) если погрузка товаров и их таможенное оформление при вывозе в таможенном режиме экспорта морскими судами, судами смешанного (река-море) плавания осуществлялись вне региона деятельности пограничного таможенного органа и представлен экземпляр (копия) поручения на отгрузку-на оборотной стороне поручения на отгрузку.

Если товар вывезен не полностью, то уполномоченное должностное лицо таможенного органа указывает фактическое количество вывезенного товара.

Если Заявителем были указаны сведения о вывезенных товарах на оборотной стороне таможенной декларации (копии), уполномоченное должностное лицо таможенного органа сверяет указанные сведения с информацией, имеющейся в таможенном органе, при их соответствии обводит действительные сведения нестираемой линией, делает запись " Товар вывезен" , подписывает и заверяет оттиском личной номерной печати с обязательным указанием даты фактического вывоза.

При несоответствии указанных сведений уполномоченное должностное лицо таможенного органа вносит соответствующие исправления, зачеркивая нестираемой линией недействительные сведения, под которыми проставляет подпись с ее расшифровкой (указывает инициалы и фамилию должностного лица).

С учетом особенностей, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 165 части НК РФ, отметка " Товар вывезен" не проставляется на коносаменте (при перевозках товаров в таможенном режиме экспорта судами через морские порты) и на международной авиационной грузовой накладной (при вывозе товаров в режиме экспорта воздушным транспортом), а также поручении на отгрузку, в том случае, если погрузка товаров осуществлялась в регионе деятельности пограничного таможенного органа. Если обращение и документы (их копии) были представлены декларантом (его уполномоченным представителем) одновременно с представлением товаров таможенному органу в месте их убытия, то данный таможенный орган проставляет на представленных документах (их копиях) отметки, подтверждающие фактический вывоз товаров, непосредственно при выдаче разрешения на убытие.

Документы (их копии) с отметками, подтверждающими фактический вывоз, выдаются таможенными органами декларанту (его уполномоченному представителю) лично либо направляются по почте или посредством курьерской службы доставки (в зависимости от способа, выбранного декларантом и указанного в запросе) незамедлительно после того, как таможенный орган убедится, что товары вывезены с таможенной территории Российской Федерации.