Менеджеры исследовательского типа
Исследование – это не только функция современного менеджмента, но и стиль функционирования всей системы управления, определенный тип организации деятельности персонала (требования, ответственность, мотивация, нормативы).
В деятельности менеджера исследования означают научность управления и искусство, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия «исследование».
Самостоятельность тоже может проявляться по-разному – в исполнении, целенаправленном развитии, проявлении инициативы; бывает самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, самостоятельность опыта, самостоятельность поиска.
Сегодня возникает понятие «менеджер исследовательского типа», или «креативный менеджер».
Каждый менеджер проявляет в своей работе черты индивидуальности. Но всегда существует нечто общее, которое определяется особенностью деятельности и условиями, в которых она осуществляется. Современное управление испытывает потребность в исследованиях. Эта потребность реализуется в самых различных проявлениях – организации управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы, формировании человеческого капитала и пр. Одним из последствий реализации этой потребности является возникновение «менеджеров исследовательского типа», или «креативных менеджеров». Их особенность – обостренное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, решении проблем, разработке управленческих решений.
Можно выделить следующие черты менеджера исследовательского типа:
1) проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где, кажется, их нет;
2) умение превентивно (т. е. когда они еще зарождаются) формулировать проблемы;
3) системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта;
4) антиномичность – умение воспринимать, понимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им;
5) экспрезентность – способность делать верные заключения при дефиците информации;
6) развитая психологическая саморегуляция, определяющая отношение к проблемам и их оценку;
7) способность к имитации функций различных членов коллектива;
8) психологическая проницательность, позволяющая распознавать сущность людей. Компенсатором проницательности является психодиагностика;
9) инновационность и безынерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного;
10) аттрактивность – способность привлекать людей к совместной деятельности, не прибегая к средствам материального или административного принуждения;
11) способность быстро перестраиваться психологически при изменении условий деятельности или переходе к решению принципиально новых задач;
12) умение делегировать не только власть и ответственность, но и свой авторитет лидера;
13) способность к латентному (скрытому) руководству, предполагающему включение людей в деятельность не на формальной субординационной основе, а путем «ухода в тень», умение обратиться за советом и помощью.
Все эти свойства существуют не разрозненно, а в совокупности.
Именно это и характеризует особенность менеджера исследовательского типа.
Сам процесс написания и исследования ситуации способствует формированию менеджера исследовательского типа. Так сбор информации из различных источников позволяет глубже видеть проблемы, раньше других осознавать сложность и многообразие взаимоотношений людей в организациях; изложение ситуации в письменном виде способствует системному восприятию действительности, пониманию различных точек зрения; анализ ситуации развивает исследовательские навыки, формирует интерес к управленческой деятельности, мотивирует развитие карьеры, формулирование выводов и рекомендаций развивает аналитические способности, умение обобщать и т. д.