Основные проблемы семейного воспитания.

Основные задачи семейного воспитания:

1) Создание оптимальных условий для физического и духовного развития ребенка.

2) Обеспечение социально-экономической и психологической защиты ребенка.

3) Передача опыта создания и сохранения семьи.

4) Обучение социально необходимым навыкам и умениям, социализация детей.

5) Помощь в самоактуализации и самореализации формирующейся личности ребенка.

Основные принципы семейного воспитания:

1) Доброжелательное отношение к ребенку.

2) Вовлечение детей в меру их возможностей в жизнедеятельность семьи как равноправных участников.

3) Открытость и доверительность отношений с детьми.

4) Последовательность в своих требованиях.

5) Оказание посильной помощи ребенку в его делах, постоянная готовность отвечать на его вопросы.

Основные типы родительско-детских отношений:

1) Принятие-отвержение ребенка.

2) Позиция кооперации.

3) Симбиоз.

4) Авторитарная гиперсоциализация.

5) Маленький неудачник.

Основные ошибки семейного воспитания:

1) Ошибки гипопротекции (недостаток надзора – склонность к девиантному поведению).

2) Ошибки гиперопеки:

a. Позитивная гиперопека.

b. Негативная гиперопека. Воспитание по типу «золушки».

Ложные типы родительского авторитета:

1) Авторитет подавления. Родители пытаются добиться уважения путем угроз. Ребенок труслив, лжив.

2) Дистанцирование. Положение начальства.

3) Авторитет педантизма. Мелочная опека.

4) Авторитет резонерства.

5) Авторитет ложной любви.

6) Авторитет подкупа. Добиваются авторитета при помощи подарков.

В соответствии с теорией трансактного анализа Эрика Берна, родители уже впервые годы жизни ребенка на подсознательном уровне передают ребенку свой собственный жизненный сценарий, программируют развитие его будущей жизни.

Программирование ребенка происходит по следующим причинам:

1) Родительское программирование придает смысл поступкам ребенка и формирует его жизненные цели.

2) Родительское программирование структурирует жизнедеятельность ребенка.

3) Родители передают ребенку социально необходимые навыки и умения

Основные типы жизненных сценариев:

1) Сценарий победителя.
Я – хороший, окружающие – хорошие, жизнь – хороша!

2) Сценарий неудачника.
Я – плохой, все плохо!

3) Сценарий озлобленного пессимиста.
Я – хороший. Окружающие – плохие, из-за них жизнь плохая.

4) Сценарий закомплексованного.
Я – плохой, Окружающие лучше, жизнь от них зависит!

Основные этапы развития негативных жизненных сценариев:

1) Этап идеализации.

2) Крушение надежд.

3) Вызов окружающим.

4) Уход от дел

Этапы восстановления сценария:

1) Осознание.

2) Решительность. Постановка целей. Принятие необходимых решений.

3) Самореализация. Установление оптимальных отношений с окружающими.