Систематизация нормативных правовых актов: понятие, виды, значение.

Систематизация законодательства – деятельность, направленная на его упорядочение.

Особенности систематизации законодательства:

1. Сопоставляются и анализируются изданные в разное время действующие акты.

2. Выявляются имеющиеся противоречия в содержании правовых норм, пробелы в праве, множественность актов, посвященных одним и тем же вопросам, обнаруживаются устаревшие нормы, действие которых перекрыто актами, изданными позднее.

3. Подготавливаются проекты новых актов, предложения об изменении и дополнении действующих.

4. Вновь принятые нпа, а так же прежние, сохраняющие свое значение, группируются по определенной системе и сводятся в собрания, сборники законодательства.

Виды систематизации законодательства:

1. Учет – сбор государственными органами, юридическими лицами нормативных актов, необходимых для их деятельности, и поддержание нормативного материала в контрольном состоянии.

2. Инкорпорация – форма систематизации, при которой нормативные акты, обработанные лишь внешне, без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.

3. Консолидация – форма систематизации, при которой осуществляется объединение совокупности мелких актов, изданных по одному или нескольким взаимосвязанным вопросам в один укрупненный акт (указ президиума верховного совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях» объединяет (и заменил) 48 ранее действующих актов по этому вопросу).

Тенденции совершенствования российского законодательства:

1. Всемерное развитие демократических основ законодательства

2. Реальное обеспечение верховенстве Конституции РФ и иных законов, увеличение масштаба и темпов законотворческой деятельности

3. Усиление плановых основ развития законодательства

4. Обеспечение эффективности законотворческой деятельности

5. Разумное сочетание динамизма и стабильности законодательства

6. Устранение дублирования в подзаконных актах

7. Согласование действий субъектов законодательной инициативы

8. Определение порядка и процедуры оперативного разрешения коллизий законодательства

9. Доступность нпа для применителей и исполнителей

10. Увеличение объема и повышения знания договорно-поощрительных, рекомендательных и технико-юридических норм в массиве законодательства

11. Подготовка Свода законов РФ в форме Кодекса кодексов

12. Улучшение качества законодательной техники

13. Широкая преемственность отечественного и зарубежного законотворческого опыта.