Вопрос 2. Источники финансирования социальной защиты.
Основными финансовыми источниками социального обеспечения наряду с ассигнованиями из государственного бюджета являются средства страховых социальных внебюджетных фондов.
Социально-страховые фонды, образуемые вне федерального бюджета, предназначенные для реализации конституционных прав застрахованных граждан на их обеспечение в порядке обязательного социального страхования.
Средства страховых социальных фондов формируются такими фондами, как ПФР ФСС России, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Согласно законодательству они являются страховщиками.
В Федеральном законе от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» выделяется главный принцип осуществления страхования заключается в автономности его финансирования. Следовательно, бюджет социально страховых фондов не должны входить в состав федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов и соответственно могут подлежать изъятию.
Источниками поступления денежных средств в бюджеты социально страховых фондов являются единый социальный налог, страховые взносы, дотации ,средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством. К источникам названых фондов относится следующее:
-штрафные санкции и пени
-денежные средства, возмещаемые страхователями в результате регрессных требований к ответам за причинение вреда застрахованным лицам.
- доходы от размещения времено-свободных денежных средств обязательного социального страхования
-фиксированный платеж от лиц, добровольно поступивших в систему обеспечения по обязательному социальному страхованию
-иные поступления, не противоречащие законодательству
Размер тарифов единого социального налога, страховых взносов и фиксированного платежа на обязательное социальное страхование устанавливается налоговым кодексом РФ и законодательством о социальном страховании. В них дается указание на категории плательщиков страховых взносов, определенного объекта налогообложения.
Денежные средства социально-страховых взносов должны расходоваться только на цели, установленные федеральным законом о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетах фондов на очередной финансовый год.
По законодательству средства социально-страховых фондов, как и средства из государственного бюджета, выделяемые на нужды социального обеспечения организацию не объединяющийся в одном каком-либо фонде государственного социального обеспечения.
В рамках страховой пенсионной системы таким источником является бюджет ПФР, который формируется за счет страховых взносов, единого социального налога, средства федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых селекций, доходов от размещения времено-свободных средств обязательного пенсионного страхования.
Финансирование пенсий по бюджетной пенсионной системе производится за счет средств государственного бюджета в том числе части единого социального налога.
Большинство социальных пособий выплачиваются застрахованным гражданам, за счет средств обязательного социального страхования фондами, есть, которые выдаются и незастрахованными лицами, но за счет средств государственного бюджета.
Набор оказываемых гражданам услуг определяется органами исполнительной власти субъекта РФ в перечне гарантированных государственных социальных услуг.
Дифференциация государственной системы социального обслуживания на страховую и бюджетную системы нет.
Исходя из вида источника финансирования система санаторно-курортного лечения может быть разделено на 2 основные подсистемы:
-санаторно-курортное лечение (за счет средств обязательного социального страхования)
-санаторно-курортное лечение(за счет средств государственного бюджета)
Государственная социальная помощь вне зависимости от форм и видов предоставленных малоимущим гражданам за счет средств государственного бюджета.
Государственная система социальных льгот и преимуществ, которые предоставляются за счет средств государственного бюджета. В зависимости от категории лиц финансирование льгот осуществляется путем выделения ассигнований из федерального бюджета.
Негосударственные ПФР
Деятельность негосударственных ПФР регулируется ФЗ «О не государственном пенсионном фонде»
НПФ представляет собой своеобразную организационно-правовую форму некоммерческой организации пенсионного обеспечении, т.е. обладают особой правоспособностью.
В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» создаваемый НПФ подлежит обязательному лицензированию.
К ним относятся:
1.соответственного размера совокупного вклада учредителей НПФ размеру, установленным законом
2.осуществление учета пенсионных обязательств НПФ перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов.
3.наличие у специалистов НПФ соответственной профессиональной подготовки, а у его руководителей-высшего юридического или финансово-экономического образования.
Только со дня получения лицензии у НПФ возникает право на непосредственное осуществление деятельности.
Руководитель исполнительного органа НПФ и главный бухгалтер должны иметь опят работы, высшее юридическое или финансово-экономическое образование. У них не должно быть судимости, за совершение преступлений в сфере экономики, а так же за преступления средней тяжести и особо тяжкие преступления.
Законодательство допускает ограничение участия НПФ в обязательном пенсионном страховании в качестве страховщика. Они могут работать только с накопленной частью трудовой пении.
Деятельность НПФ строго регламентирована страховыми правилами фонда в них детально описан порядок:
1.инвестирование средств пенсионных накоплений, ведения пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии и информация об их состоянии застрахованных лиц.
2.заключение,изменение или прекращение договора об обязательном пенсионном страховании, перевода средств пенсионных накоплений застрахованного лица в другие НПФ или ПФР
3.формирование средств пенсионных накоплений, предоставление застрахованным лицам информации об управлении компании
Взаимоотношение между НПФ и застрахованным лицам оформляются в виде договора.
Типовая форма договора об обязательном пенсионном страховании и порядок заключения договора утверждается правительством РФ.
Сторонами договора является НПФ и застрахованное лицо.
Договор заключается в простой письменной форме. Обязательном условием договора является заключение его на неопределенный срок. Договор должен содержать номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования застрахованного лица, указание ФИО, даты и места рождения, пол.
Договор обязательного пенсионного страхования вступает в силу со дня зачисления, перечисления предыдущим страховщиком средств пенсионных накоплений на счет нового страховщика.
Прекращается в случае наступления одного из следующих событий:
1.заключение нового договора
2.анулирование лицензии
3.в случае смерти застрахованного