Инвестиции и инновации в системе экономической безопасности
Экономическая безопасность, включающая и технологическую независимость страны, в XXI в. будет в значительной степени определяться ее научно-технологическим потен цианом, поскольку быстрый и устойчивый рост экономики потребует многократного повышения инвестиционной и инновационной активности.
Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в отдельные отрасли экономики внутри страны и за рубежом. Это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку. Можно сказать, что инвестиция — это отказ от денежных средств сегодня в пользу получения дохода в будущем.
Для перехода к подъему экономики необходимо повысить долю инвестиций в ВВП как минимум до 20—50% — это одно из пороговых значений. Только так можно обеспечить превышение вводом производственных мощностей их выбытия и создать условия для расширенного воспроизводства. В быстро развивающихся странах эта доля достигает 40% (например, Китай с 1979 г. имеет ежегодный прирост ВВП в среднем 10%).
Инвестиции делятся на прямые (непосредственное вложение денег в развитие бизнеса, в оборудование, персонала) и портфельные (покупка ценных бумаг на фондовом рынке). Прямые инвестиции составляют 1/3 общего количества, а остальные 2/3 — портфельные.
В условиях рыночной экономики общественная востребованность инноваций проявляется как обычный платежеспособный спрос на них. Значимость производственных инвестиций состоит в том, что они повышают производительность труда и за счет создания более качественного продукта позволяют предприятию первенствовать в конкурентной борьбе. В России на инновационное развитие средств у предприятий не хватает по той причине, что невелик спрос на их продукцию, а чтобы производить продукцию, на которую будет большой спрос, нужна модернизация производства, что требует больших финансовых вложений.
Проблема экономической безопасности — это прежде всего разумная инвестиционная и инновационная политика. От успешной реализации инновационной политики зависит конкурентоспособность страны и ее место в мировой экономике. Преодоление возникшего отставания в области новейших научных разработок и технологий — одна из основополагающих целей стратегии национальной экономической безопасности России.
Многие российские технологии были вытеснены из ряда сегментов отечественного рынка зарубежными технологиями. Доля финансовых средств, направляемых российскими предприятиями на инновационную деятельность, составляет не более 5%, что в 10— 15 раз ниже, чем в развитых странах.
В механизмах государственного управления инновационной сферой и создания благоприятного климата для развития науки и высоких технологий условно можно выделить три компонента деятельности государства: создание финансовых механизмов государственной поддержки инновационной деятельности; формирование инновационной инфраструктуры; косвенные методы регулирования.
С позиции экономической безопасности необходимо учитывать мультипликативный эффект от реализации того или иного инвестиционного проекта, увеличивающего развитие производства во взаимосвязанных с ним отраслях (сырья, материалов, оборудования и т.п.). Мультипликативные эффекты повышают платежеспособный спрос, увеличивают рабочие места, способствуют росту налоговой базы и в конечном счете ведут к оживлению и последующему подъему экономики.
Резюме
Экономическая безопасность России, включающая и технологическую независимость, будет в значительной степени определяться ее научно-технологическим потенциалом. Отсутствие в период проведения рыночных реформ промышленной и прогрессивной инвестиционной политики привело к деградации реального сектора экономики.
Общественная востребованность инноваций проявляется как обычный платежеспособный спрос на них. У российских предприятий средств на инновационное развитие недостаточно, поскольку невелик спрос на их продукцию, а чтобы увеличить спрос, нужна модернизация производства.
Многие российские технологии были вытеснены зарубежными. Доля финансовых средств, направляемых российскими предприятиями на инновационную деятельность, составляет не более 5%, что в 10—15 раз ниже, чем в промышленно развитых странах. Объем России в мировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукцией оценивается лишь в 0,3% (КНР — 6%).
Необходим выбор новой модели экономического развития, и прежде всего инвестиционной модели, в которой экономический рост основан на масштабном увеличении притока инвестиций в реальный сектор экономики.