Инвестиции и инновации в системе экономической безопасности

Экономическая безопасность, включающая и технологическую независимость страны, в XXI в. будет в значительной степени опре­деляться ее научно-технологическим потен цианом, поскольку быст­рый и устойчивый рост экономики потребует многократного по­вышения инвестиционной и инновационной активности.

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в отдельные отрасли экономики внутри страны и за рубежом. Это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущест­венные права, иные права, имеющие денежную оценку. Можно сказать, что инвестиция — это отказ от денежных средств сегодня в пользу получения дохода в будущем.

Для перехода к подъему экономики необходимо повысить долю инвестиций в ВВП как минимум до 20—50% — это одно из порого­вых значений. Только так можно обеспечить превышение вводом производственных мощностей их выбытия и создать условия для расширенного воспроизводства. В быстро развивающихся странах эта доля достигает 40% (например, Китай с 1979 г. имеет ежегодный при­рост ВВП в среднем 10%).

Инвестиции делятся на прямые (непосредственное вложение денег в развитие бизнеса, в оборудование, персонала) и портфельные (по­купка ценных бумаг на фондовом рынке). Прямые инвестиции со­ставляют 1/3 общего количества, а остальные 2/3 — портфельные.

В условиях рыночной экономики общественная востребован­ность инноваций проявляется как обычный платежеспособный спрос на них. Значимость производственных инвестиций состоит в том, что они повышают производительность труда и за счет созда­ния более качественного продукта позволяют предприятию первен­ствовать в конкурентной борьбе. В России на инновационное разви­тие средств у предприятий не хватает по той причине, что невелик спрос на их продукцию, а чтобы производить продукцию, на кото­рую будет большой спрос, нужна модернизация производства, что требует больших финансовых вложений.

Проблема экономической безопасности — это прежде всего ра­зумная инвестиционная и инновационная политика. От успешной реализации инновационной политики зависит конкурентоспособ­ность страны и ее место в мировой экономике. Преодоление воз­никшего отставания в области новейших научных разработок и технологий — одна из основополагающих целей стратегии нацио­нальной экономической безопасности России.

Многие российские технологии были вытеснены из ряда сег­ментов отечественного рынка зарубежными технологиями. Доля финансовых средств, направляемых российскими предприятиями на инновационную деятельность, составляет не более 5%, что в 10— 15 раз ниже, чем в развитых странах.

В механизмах государственного управления инновационной сферой и создания благоприятного климата для развития науки и высоких технологий условно можно выделить три компонента деятельности государства: создание финансовых механизмов государственной поддержки инновационной деятельности; формирование инноваци­онной инфраструктуры; косвенные методы регулирования.

С позиции экономической безопасности необходимо учитывать мультипликативный эффект от реализации того или иного инвестици­онного проекта, увеличивающего развитие производства во взаимосвя­занных с ним отраслях (сырья, материалов, оборудования и т.п.). Муль­типликативные эффекты повышают платежеспособный спрос, увеличи­вают рабочие места, способствуют росту налоговой базы и в конечном счете ведут к оживлению и последующему подъему экономики.

Резюме

Экономическая безопасность России, включающая и технологи­ческую независимость, будет в значительной степени опреде­ляться ее научно-технологическим потенциалом. Отсутствие в период проведения рыночных реформ промышленной и прогрес­сивной инвестиционной политики привело к деградации реаль­ного сектора экономики.

Общественная востребованность инноваций проявляется как обычный платежеспособный спрос на них. У российских пред­приятий средств на инновационное развитие недостаточно, по­скольку невелик спрос на их продукцию, а чтобы увеличить спрос, нужна модернизация производства.

Многие российские технологии были вытеснены зарубежными. Доля финансовых средств, направляемых российскими предпри­ятиями на инновационную деятельность, составляет не более 5%, что в 10—15 раз ниже, чем в промышленно развитых странах. Объем России в мировом объеме торговли гражданской науко­емкой продукцией оценивается лишь в 0,3% (КНР — 6%).

Необходим выбор новой модели экономического развития, и прежде всего инвестиционной модели, в которой экономический рост основан на масштабном увеличении притока инвестиций в реальный сектор экономики.