Некоммерческие организации

В зонах изъянов рынка забота предприятий о максимизации соб­ственной прибыли не гарантирует эффективного использования ресур­сов. Выше было, в частности, показано, что естественная монополия и значительные позитивные экстерналии порождают тенденцию к недо­производству соответствующих благ (по сравнению с оптимальным уровнем), а негативные побочные эффекты и слабая информиро­ванность потребителя часто оборачивается чрезмерным производством и потреблением того или иного блага за счет избыточного вовлечения ресурсов в отрасль или ее подразделение. Наряду с аллокационной неэффективностью (неоптимальным размещением ресурсов) часто воз­никает и технологическая неэффективность (так называемая X -неэффективность), т.е. неоправданно высокий расход ресурсов на еди­ницу продукции. Это характерно для монополии, в том числе естест­венной, а также для ситуаций, связанных с неполной информацией.

Отклонение уровней продаж и издержек от оптимальных значений предполагает, разумеется, что цены в свою очередь не совпадают с теми, которые установились бы при наличии совершенной конкуренции.

Констатировать, что общественный сектор призван исправлять изъя­ны рынка, еще не значит указать, как именно он справится с этой за­дачей. Опыт планового хозяйства продемонстрировал неоснователь­ность надежд на то, что государственные органы способны точно определять оптимальные характеристики производства и с помощью административных методов добиваться неограниченного роста эффек­тивности.

Следовательно, общественный сектор должен функционировать, опираясь на автономные звенья хозяйства. Это могут быть предприя­тия, ориентирующиеся на извлечение прибыли, но целенаправленно поставленные в положение, при котором их стратегия модифицируется с помощью специальных мер, адекватных особенностям конкретного изъяна рынка. Применяемые меры могут быть разнообразными и вклю­чать правовое регулирование, налоги, субсидии, государственные зака­зы и т.д. Однако вместо модификации условий, при которых дости­гается максимум прибыли, можно пойти другим путем, а именно побу­дить некоторые звенья экономики ориентироваться не на прибыль, а непосредственно на достижение какой-либо социальной цели и ста­бильное производство отдельных, четко специфицированных видов благ.

Подобный подход неприемлем при производстве большей части товаров. В самом деле, способность фирмы, гибко реагируя на конъ­юнктуру, диверсифицировать свою деятельность, менять ассортимент производимых товаров и заполнять вновь образующиеся рыночные ниши - важнейшее условие эффективности. Прибыль, в конечном счете, позволяет судить о том, насколько точно предприятие улавливает меняющиеся запросы, а потому ее максимизация - это вместе с тем максимизация полезности для потребителей.

Однако именно в зонах провалов рынка последнее условие не вы­полняется. В то же время изъяны рынка возникают главным образом в ходе производства и потребления отдельных, специфических видов то­варов и услуг. Следовательно, как раз в данных зонах долговременная фиксация профиля организации (ограничение возможностей диверсифи­кации) и ослабление ее заинтересованности в получении максимально возможной прибыли зачастую допустимо и целесообразно.

Организация, действующая в рыночной среде, обязательно должна покрывать свои расходы доходами, причем жесткое административное регулирование этих доходов в большинстве случаев неоправдано. Если необходимо ослабить заинтересованность в прибыли, предпочтитель­нее, как правило, ограничивать не возможность превышения поступле­ний над затратами и даже не размер такого превышения, а лишь право распределять соответствующие суммы между лицами, определяющими стратегию организации. Прибыль в этом случае может образовы­ваться, но ее следует полностью затрачивать на нужды самой организации, например, на строительство новых зданий, приобретение обо­рудования и т.п.

Фиксированный профиль (миссия) и запрет на распределение прибы­ли - отличительные черты некоммерческих организаций.

Некоммерческими организациями чаще всего бывают учебные за­ведения, больницы, научно-исследовательские центры фундаменталь­ного профиля, симфонические оркестры, музеи, а также религиозные организации, благотворительные фонды и др. Все они, будучи субъек­тами рыночной экономики, заботятся о собственных доходах, но их экономические интересы подчинены стремлению как можно полнее реализовать свои конкретные миссии. Чтобы добиться этого, экономи­ческие интересы некоммерческих организаций сознательно ставятся в сравнительно узкие рамки, а формирование стратегии их деятельности и общий контроль за ее осуществлением возлагаются на тех, кто не может получить персональную выгоду от максимизации прибыли, зато заинтересован в престиже организации и успешном выполнении ею своей миссии.

В результате некоммерческие организации менее, чем предприятия, склонны использовать изъяны рынка в ущерб потребителю.

Некоммерческие организации не всегда непосредственно принадлежат к общественному сектору (находятся в государственной собствен­ности). Но для них в целом свойственны более тесные взаимоотно­шения с ним, чем для прибыльных предприятий. В конечном счете, это обусловлено тем, что и общественный сектор, и некоммерческие орга­низации служат инструментами преодоления изъянов рынка. Общест­венный сектор функционирует преимущественно при посредстве не­коммерческих организаций. Многие из них являются государственными учреждениями, для некоторых других государство или его органы выступают в роли соучредителей, для третьих выполнение государственных заказов служит основным источником доходов, а потому решающим образом формирует стратегию деятельности, четвертые по­лучают государственные субсидии.

Кроме того, для некоммерческих организаций, выполняющих со­циально значимые миссии, в целом характерно пользование налоговыми льготами. Такие льготы представляют собой, с точки зрения бюджета, недополученные средства, а значит, в определенном смысле эквивален­тны общественным расходам. Поэтому даже те негосударственные не­коммерческие организации, которые, на первый взгляд, не связаны с общественным сектором и не испытывают его прямого воздействия, нередко бывают в существенной степени интегрированы в него по ли­нии налоговых льгот.

Вместе с тем негосударственные некоммерческие организации яв­ляются ближайшими конкурентами общественного сектора во многих областях деятельности, имеющих отношение к изъянам рынка.