Неполнота информации

Функционирование рынка решающим образом зависит от того, на­сколько участники сделок владеют информацией о потребительских свойствах товаров и услуг, альтернативных возможностях их произ­водства и приобретения, а также о тенденциях изменения конъюнк­туры. Неполнота информации лимитирует возможности эффективного использования ресурсов, обусловливая неоптимальное поведение про­давцов и покупателей. Зачастую она ограничивает конкуренцию, ме­шает заключению долгосрочных сделок.

Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономикой яв­ляется участие государства в формировании информационной инфра­структуры рынка. Необходимо отметить, что распространение информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эффекты.

На идеальном рынке совершенной конкуренции и продавцы, и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом ко всей необходимой им информации. На реальных рынках никто не обладает полной информацией, но при этом доступность наиболее существенной ее части для продавцов и покупателей может быть при­мерно одинаковой, что предотвращает чрезмерные искажения и диктат одной из сторон.

Информационная асимметрия больше характерна для отдельных отраслей сферы услуг, чем для производства товаров, поскольку купля-продажа услуги, как правило, предшествует ее оказанию. Покупатель вынужден принимать решение о приобретении услуги до того, как проявятся ее конкретные полезные свойства. Это не слишком сущест­венно, если услуги поддаются строгой стандартизации, а их потреби­тельские качества наглядны и могут оцениваться вполне объективно и однозначно. Однако в здравоохранении и некоторых других отраслях для оценки услуг нужна высокая степень компетентности.

Там, где информационная асимметрия грозит диктатом производи­теля, поставку услуг часто берет на себя общественный сектор. Как и в случаях других изъянов рынка, это оправдано постольку, поскольку предполагается, что общественный сектор подвержен внерыночному контролю со стороны заинтересованных граждан.

В самом деле, если из-за информационной асимметрии потребитель не в силах защитить свои интересы с помощью рыночных механизмов в качестве покупателя, он может попытаться сделать то же самое через механизмы управления общественным сектором в качестве избирателя. Вопрос, однако, в том, насколько общественный сектор подконтролен рядовым избирателям и насколько успешно он удовлетворяет их реальные запросы. Эту проблему необходимо постоянно иметь в виду, определяя рациональные формы и методы функционирования общест­венного сектора.