Теневая экономика как угроза экономической безопасности страны

На основе практического опыта можно утверждать, что любые экономические системы лю­бых стран — развитых и развивающихся, демо­кратических или тоталитарных — в большей или меньшей степени содержат в себе теневую экономику, не укладывающуюся в рамки законодательства.

Теневая экономика — это не столько совокупность экономиче­ских преступлений, совершенных определенными юридическими и физическими лицами, сколько сложная синтетическая система со­циально-экономических явлений, осуществляющихся особым — криминальным образом.

Это комплекс социально-экономических явлений, происходя­щих вследствие уголовно и административно наказуемых действий, осуществляемых через юридических лиц различных организацион­но-правовых форм и без них по получению доходов путем совер­шения противоречащих законодательству и нормативным актам финансовых, торговых и иных операций.

Сущность теневой экономики заключается в ее «невидимости». Госкомстат РФ начал осваивать методы ее учета в 1993 г., после ут­верждения ООН новой версии национальных счетов.

В официальных данных теневая составляющая российской эко­номики достигла предельных величин. Если доля нелегального сек­тора в ВВП западных стран официально оценивается в 5—10%, то в

России официальная оценка статистических служб — 20% (в стра­нах Латинской Америки этот показатель стабильно держится в пре­делах 60—65% ВВП)[3]. С.М. Меньшиков на основе анализа скрытых источников предпринимательских доходов выводит общую оценку удельною веса теневой экономики — около одной трети ВВП, при­чем до 40% скрытых доходов уходит на оплату «услуг» организован­ной преступности[4].

По данным МВД России, организованные преступные формиро­вания в той или иной степени контролируют более 40 тыс. хозяйст­вующих субъектов разных форм собственности, в том числе около 1,5 тыс. крупных государственных предприятий, свыше 500 совмест­ных предприятий, 550 банков[5].

Теневая составляющая экономики — это система экономических отношений, которая складывается в обществе вопреки законам, пра­вовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. на­ходится вне рамок правового поля[6].

Следует различать по характеру производственных отношений часть теневых предприятий, участвующих в производстве товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного продукта.

Результаты опросов показывают, что более 60% населения отно­сят коррупцию к проблемам, представляющим угрозу национальной безопасности России, свыше 70% опрошенных считают, что Россию можно отнести к числу коррумпированных государств. По эксперт­ным оценкам суммарные потери от коррупции в России составляют от 10 до 20 млрд долл. в год3.

Согласно проведенным исследованиям 27% трудоспособных россиян (21 млн человек) имеют официально не учтенную вторую работу, причем около половины из них заняты в посреднической деятельности, треть — в розничной торговле, остальные — в «чел­ночном» бизнесе.

 

Коррупция начинается там, где государственные цели подменяют­ся корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях.

Коррупция оказывает разлагающее влияние на общество. Уже сформулированы основные последствия воздействия коррупции на разные стороны жизни.

Экономические последствия:

– растут масштабы теневой экономики, что приводит к умень­шению налоговых поступлений и ослаблению бюджета, вследствие чего государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств;

– нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспосо­бен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки; это приводит к снижению эффективности рынка и дискредита­ции идей рыночной конкуренции.

Социальные последствия:

– отвлекаются колоссальные средства, предназначенные на общественное развитие, обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные про­блемы;

– растет имущественное неравенство — богатство меньшинства на фоне бедности подавляющего большинства населения; кор­рупция подстегивает несправедливое и неправедное пере­распределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества.

3. Политические последствия:

– происходит смещение целей политики от общенационально­го развития к обеспечению властвования групп олигархов;

– снижается доверие к власти, растет се отчуждение от обще­ства, что ставит под угрозу любые благие начинания власти;

– падает престиж страны на международной арене, растет уг­роза ее экономической и политической изоляции.

Экономисты из МГУ подсчитали, что совокупные издержки, связанные с барьерами (взятки чиновникам), повышают цену то­варов на рынке примерно на 10%. В среднем каждая российская семья вынуждена дополнительно выкладывать на это от 500 до 550 руб. ежемесячно[7].

 

По некоторым экспертным оценкам, объем рынка коррупции в России сопоставим по доходам с федеральным бюджетом и оцени­вается в более чем 240 млрд долл.[8]

Одним из каналов утечки валюты из России являются ино­странные фирмы. Денежные средства за поставленные товары или оказанные услуги направляются на счета иностранных фирм в рос­сийских банках и затем через корреспондентские счета иностран­ных банков перемещаются за рубеж. Часто иностранная фирма сна­чала приобретает товар на территории России, а затем здесь же пере­продаст его по более высокой цене. Эта операция не является неза­конной, однако в результате сокращаются валютные резервы госу­дарства без увеличения товарных ресурсов.

Значительная часть неучтенного валютного оборота образуется и при незаконном импорте товаров. Кроме того, в целях уклонения от уплаты необходимых таможенных сборов и налогов фактические объемы и цены импортируемых товаров, как правило, искажаются в сторону занижения. Неучтенные товары в значительных объемах реализуются теневыми структурами.

Российские участники внешнеэкономической деятельности (как государственные, так и частные) при проведении внешнеторговых операций нередко прибегают к существенному занижению цен на вывозимые продукцию и сырье, главным образом энергоносители и цветные металлы, и, наоборот, их завышению на ввозимые товары. Получаемая в результате неучтенная валютная выручка как разница между фактическими и контрактными ценами, как правило, остается на счетах зарубежных банков, иностранных партнеров, совместных или офшорных компаний.

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ