Экономическая безопасность и государственное регулирование экономики
Если даже при правильно рассчитанных предельных индикаторах экономической безопасности наблюдается падение показателей развития тех или иных сфер экономики ниже пороговых значений, то основная задача правительства и государства заключается в том, чтобы всеми имеющимися средствами выправить ситуацию.
Индикаторы экономической безопасности практически определяют долю участия государства в экономике.
Как отмечают многие авторы, в настоящее время в высокоразвитых странах наблюдаются две тенденции:
1. снижается доля государственной собственности, а также уменьшаются инвестиции и предпринимательская деятельность государства;
2. растет доля государственных расходов в ВВП страны.
Не менее сложной проблемой, чем объяснение причин кризисов, является разработка эффективной антикризисной экономической политики. Ядром такой политики может быть принятие индикаторов экономической безопасности, не заимствованных, а разработанных и обоснованных для российских условий.
Объекты государственного регулирования экономики — это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания экономической стабильности.
Исходя из целеполагания в общем виде можно классифицировать следующие виды экономической политики, которые реализуют те или иные стороны экономической безопасности.
Стабилизационная политика наиболее характерна для ситуации кризиса, когда необходимо подавить негативные стихийные процессы, достичь управляемости, предотвратить дальнейшее ухудшение дел. Например, Э. Хансен предложил концепцию встроенных стабилизаторов, суть которых состоит в том, что общая сумма налоговых поступлений в фазе спада автоматически уменьшается, тогда как расходы по разным видам социального страхования возрастают. В фазе подъема налоговые поступления возрастают благодаря системе обложения прогрессивным налогом личных доходов. Изменение соотношения расходов и налоговых поступлений и образует механизм встроенных стабилизаторов.
Социальная политика выходит на первый план в высокоразвитых странах и осуществляется в тесной увязке с экономикой. Ставятся социальные цели, поэтому эти страны называют странами с социально ориентированной экономикой.
Политика общеэкономического равновесия направлена на достижение стабильности цен, недопущение роста цен больше чем на 1% в год (реально рост цен может быть намного больше, если растет качество товаров и услуг, но это не является инфляционным процессом); высокий уровень занятости (принято считать нормальным уровень безработицы в пределах от 3 до 7%); соразмерный экономический рост (стабильный прирост ВВП на 3—4% в год); сбалансированность внешнеторговых операций — цель считается достигнутой при положительном сальдо внешнеторгового баланса.
В политике экономического роста центральное место занимает оптимальность распределения между «потреблением сегодня» и «потреблением в перспективе». В широком смысле это регулирование воспроизводительных пропорций.
Экономическая политика отражена в структуре государственного бюджета, целевых государственных программах, государственных заказах, параметрах социальной защиты, условиях государственного кредитования, налогообложения, предоставляемых кредитах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в размерах внешнего и внутреннего государственного долга.
Инструментами экономической политики служат:
– фискальные рычаги;
– кредитно-денежные инструменты;
– установление предельных (максимальных или минимальных) уровней цен на определенные виды продукции;
– введение запретов и ограничений на определенные виды экономической деятельности;
– прямое директивное планирование, в основном па предприятиях;
– индикативное планирование;
– введение экспортно-импортных тарифов, таможенных пошлин, квот на вывоз и ввоз товаров и капитала.