В№29 Философские концепции бытия
1. Онтология;
2. Философия природы.
I. Метафизика и онтология (классические и неклассические представления об онтологии)
II. Онтология как учение о бытие (основные понятия)
III. Категории материи
IV. Системная организация бытия, идеи синергетики
V. Динамическая организация бытия (движение и развитие, диалектика, принцип глобальной эволюциональности).
VI. Пространственно-временная организация бытия.
I. Онтология – раздел философского знания, учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации. Цель: что есть мир?; что такое реальность? и в чем смысл бытия?
Онтология – наиболее глобальный раздел, тот раздел, который, прежде всего, связан с метафизикой (А.Родосский «то, что идет после физики»). Метафизика - учение о сущем, о начальном этапе бытия. Понятие философия более широкое (количественно). Логика – раздел философии, но не метафизики. Метафизика – ядро классической философии.
C н. I в появляются принципы, относящиеся к метафизике. Основной постулат классической метафизики – тождество бытия и мышления. Метафизическое познание опирается, прежде всего, не на чувство и созерцание, а на умозрение (что чувствуем, что мыслим). Узнаем что первоначало, что сущность. Предпосылки: приоритет теоретического разума, различие феноменального и неуменального бытия. Идеалы классической метафизики: стремление к созданию универсальной теории, которая претендует на описание и объяснение мира в целом, на полную истинность своих положений. Классическая ясность, цель, завершенность – цель.
2 основных этапа:
1) метафизика бытия (эпоха античности – до Нового времени (XVII в.)
2) метафизикосубъект (XVII – сер. XIX в.)
XVII в. – абсолютная переориентация философии. В центре внимания – деятельностный субъект – человек, познающий мир (сращение гносеологии и онтологии) → что познает и как это делает. Исчезает понятие субстанции и мн. другое. С сер. XIX в. нач. этап неклассической философии. Рушатся основные классические идеалы (ясности, рациональности). Главное: чувства, наше состояние, сам человек. Появляются антионтологические подходы к человек. Принцип различия мышления и бытия, обращение к повседневности. Обращение к миру, плюаристичность мышления. Неклассическая философия провозглашает преодоление (разрыв с) метафизики. Все классические категории не работают в современной жизни.
Основные программы:
1) аналитическая (позитивная), предлагает сциентистский подход. Полная критика метафизики. Философия должна обслуживать научное познание;
2) феноменолого-экзистенциальная программа предлагает отказаться не столько от метафизики, сколько от онтологии;
3) социально-критическая (марксизм и его ответвления). Метафизика не нужна, проблемы онтологии – за рамками философии;
4) Ориентирована на связь философии с наукой, идеи онтологии – ведущие, базовые, но требуется их осмысление. Пример: теория → синергетика – область междисциплинарных исследований, рассматривает (синергетика) все как открытую систему.
XIX в. – преодоление идей онтологии. Метафизика бытия началась еще с идей Фамса. 1 задача – из чего все состоит. Его может познать только разум. Уже на уровне античной философии рассматривается бытие с точки зрения его динамики. Второй подход – диалектический. Бытие – изменчиво, переходит из одного состояния во второе.
Учение Платона и Аристотеля:
Платон: истинное бытие – бытие идей. Вещи – образцы, тени того, что существует в мире идей. Истинное бытие духовно и идеально. Аристотель: подходил более рационально. Бытие – единичное. Вещь создается двумя первоосновами – материей и формой, которая неизменна.
4 причины бытия: 1) материальная; → Создает лестницу.
2) формальная; Вершина – Бог.
3) целевая;
4) динамичная.
Средневековая философия . Главное – Бог – единственно истинное бытие. Постигается через разум. Окружающий нас мир – лишь бледное подобие истинного мира.
Эпоха Возрождения. Появляется идея натурфилософского пантеизм. Бог пронизывает весь окружающий мир. Картина мира механистична.
XVII в. – метафизика субъекта. Новое обоснование онтологических идей в рационализме и эмпиризме. Водится понятие субстанция, как некая первооснова. Субстанция: мыслящая и материальная (Декарт) и монады (множество субстанций) у Спинозы. В Эмпиризме главное – конкретные вещи, единичное фактическое существование (Юм, Геркли).
Важнейший этап – идеи Канта и Гегеля. Кант – первый, кто попытался пошатнуть, пересмотреть метафизику (вещь в себе). Гегель пытался возродить идеи метафизики. Возвращается к идеям абсолютного бытия. После Фейербаха начинается эпоха неклассической философии.