Реформационное и контрреформационное движения на украинских землях

Реформация — церковно-религиозное и социально-политическое движение в странах Европы в 16—17 вв. , связанное с окончательным формированием европейских наций, их культур, национальных церквей. Главная сила реформации была направлена на изменения в католицизме, из недр которого вышли протестантские церкви. В Украину реформация проникла в первой половине 16 в. В собственно украинских землях позиции протестантизма были слабее, чем в Польше и Литве, даже среди местной украинской и белорусской шляхты. Денационализируясь, она переходила в католицизм, в основном избегая протестантизма. Поддержка мещанства была здесь чересчур слабой. Крестьянские массы воспринимали протестантизм как веру панов и иностранцев. Следовательно, в отличие от Западной Европы протестантизм в Украине не имел сильной поддержки ни снизу, ни сверху. Он не стал здесь выразителем национальных интересов и не взял на себя функцию национальной церкви. Протестантизм оказался в ситуации противоборства между католицизмом и православием. Влияние реформации было непродолжительным, после 1648 г. , в связи с началом Национально-освободительной войны, в Украине оно практически прекратилось-Реформация в Украине в 16—17 вв. более всего стимулировала культурные процессы, будучи проводником европейских влияний. Оживлялась просветительская деятельность братств, образование, пропагандировались принципы веротерпимости. В Украине в 16—17 вв. роль национальной церкви (вопреки претензиям римского католицизма) исполнили православие и униатство, а не протестантизм. Составляющей Контрреформации в украинских землях была миссия ордена иезуитов. В 50—60-х гг. иезуиты начали работать в Польше, после Люблинской унии 1569 г. — в Литве. Центром миссии здесь стала иезуитская Виленская коллегия (со временем академия), пользовавшаяся большим авторитетом во всей Речи Посполитой. В украинских землях иезуиты официально появились на Перемышленщине: в 1574 г. в Ярославе возникла первая иезуитская коллегия. Со временем открылись коллегии в Луцке, Остроге, Каменец-Подольске, Киеве. Открытая в 1593 г. Замойская академия специально создавалась для распространения иезуитского влияния на украинские воеводства коронных земель Речи Посполитой. Иезуиты существенно ограничили протестантские влияния в Речи Посполитой. Способствовали они также переходу в католичество представителей православных слоев, в особенности шляхты. Главным средством достижения этой цели была мощная образовательная программа, которую внедрили иезуиты. До конца 16 в. в двух иезуитских академиях (Виленской и Замойской) и в 12 коллегиях насчитывалось 5 тыс. учеников. Среди них было много детей из православных шляхетских семей. Европейский уровень образования, изучение языков, литературы, естественных наук, философии, богословия сделали иезуитские образовательные ячейки подлинными интеллектуальными центрами. Учение в этих школах открывало возможности дальнейшего образования в университетах Польши, Германии, Италии, Франции. Иезуиты умело организовывали публичную пропаганду католической веры: их диспуты с иноверцами и проповеди имели большую популярность, и не только среди католиков. Среди иезуитских руководителей — выходцев из Украины выделялись такие фигуры, как Пётр Скарга, Бенедикт Гербест. Богословская и полемическая литература, изданная иезуитами, стимулировала в конце 16 — начале 17 в. развитие богословской и общественной мысли в среде как протестантов, так и православных. Миссионерская активность иезуитов способствовала распространению тогдашней европейской образованности и культуры на украинских землях Речи Посполитой. Однако целиком положительной такую деятельность назвать нельзя, поскольку иезуиты старались обратить в католическую веру кок можно больше православных.