Аграрный сектор Таможенного Союза

В августе 2006 на Межгосударственном совете Евро-Азиатского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) было принято решение о создании Таможенного союза (ТС) в составе трех наиболее развитых стран постсоветского пространства - России, Белоруссии и Казахстана.

1 июля 2010 года вступил в действие Таможенный союз трех государств: Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан.

Таможенный союз - это согласованная отмена национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран, то есть вводится беспошлинная интеграционная торговля товарами и услугами, полная свобода их перемещения внутри региона.

Целью Таможенного Союза заявлен существенный экономический рост экономик стран участниц: России, Казахстана и Беларуси.

С 1 июля 2011 года был полностью снят таможенный контроль на внутренних границах между Россией, Казахстаном и Беларусью, все виды таможенного контроля и оформления перенесены на внешнюю границу Таможенного союза.

Это позволит ожидать, что:

- во-первых, товары, в частности и сельхозпродукция, на местных рынках станут дешевле, качественнее, а их ассортимент разнообразнее;

- во-вторых, откроются новые возможности для развития бизнеса. Товары можно будет свободно перемещать по территории России, Казахстана, Беларуси;

- в-третьих, станут дешевле энергоносители;

- в-четвертых, во взаимной торговле стран Таможенного союза снизятся издержки бизнеса, например, при перевозках товаров внутри Таможенного союза.

Но вместе с тем нельзя не заметить и явные минусы, которые повлекло за собой вступление в ТС.

Во-первых, это существенное повышение цен на многие товары на 10-20%. Таможенные тарифы у России и Белоруссии совпадают, а у Казахстана они были значительно ниже. Следовательно, на 80% товарных позиций будут применены российские тарифы, несмотря на просьбу Казахстана растянуть этот процесс на пять-десять лет. Казахстанцев ждет повышение цен на одежду, строительные материалы, машиностроение, бытовую технику, электрооборудование, канцтовары, детские игрушки, косметику, бытовую химию, лекарства.

Во-вторых, преимущественное право голоса у России. В Комиссии Таможенного союза России принадлежит 57% голосов, Казахстану и Белоруссии – по 21,5%. Если Казахстан или Белоруссия захотят внести какие-либо изменения, они имеет право сделать это только с одобрения России. Следовательно, Казахстану трудно будет отстаивать собственные экономические интересы.

Единый таможенный тариф участников Таможенного союза в отношении третьих стран позволит Казахстану обеспечить более надежную защиту от внешней конкуренции. Таким образом, станет возможным проведение политики импортозамещения, с целью сокращения зависимости от импортной продукции и замены аналогичных изделий на изделия стран союза.

Предполагаемый в рамках Таможенного союза единый таможенный контроль будет препятствовать получившему в последнее время широкое распространение бесконтрольному вывозу из Казахстана стратегического сырья и незаконному ввозу товаров через территории стран-партнеров. Формируемая в рамках Таможенного союза унификация законодательств и выравнивание условий хозяйственной деятельности могут в перспективе значительно облегчить работу предпринимательских структур на территориях стран-участниц.

В рамках Таможенного союза упрощается процедура таможенного оформления в целом и в частности в отношении подкарантинной продукции. Подкарантинная продукция разделена на 2 группы по уровню риска:

- с высоким фитосанитарным риском;

- с низким фитосанитарным риском.

Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском ввозится на таможенную территорию Таможенного союза на основании импортного карантинного разрешения, выдаваемого уполномоченным органом импортирующей стороны, и в сопровождении фитосанитарного сертификата международного образца, выдаваемого уполномоченным органом государства страны - экспортера по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений.

Подкарантинная продукция с низким фитосанитарным риском, которая включает виды товаров, риск заноса карантинных объектов с которыми минимален, в целях ускорения и упрощения ее перемещения будет ввозиться в сопровождении только товаросопроводительных документов, без истребования импортного карантинного разрешения и фитосанитарного сертификата.

В рамках Таможенного союза активно выстраивается единое экономическое пространство, где действует единые документы в области технического регулирования, устанавливающие обязательные требования для государств – членов Таможенного союза, а именно Технические регламенты.

Технический регламент Таможенного союза – это документ, утвержденный Комиссией Таможенного союза, устанавливающий обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, монтажа, наладки, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации, то есть к жизненному циклу продукции.

В настоящее время принято 24 технических регламента Таможенного союза ЕврАзЭС. Перечень принятых Технических регламентов, непосредственно относящихся к сфере деятельности предприятий агропромышленного комплекса (сельскохозяйственных, пищевых и перерабатывающих предприятий) приведен ниже. Перечень сформирован по дате вступления технических регламентов в силу:

1. Технический регламент Таможенного союза о безопасности упаковки Начало вступления в действие - 1 июля 2012 года.

2. Технический регламент Таможенного союза о безопасности зерна. Начало вступления в действие - 1 июля 2013 года.

3. Технический регламент Таможенного союза на соковую продукцию из фруктов и овощей. Начало вступления в действие - 1 июля 2013 года.

4. Технический регламент Таможенного союза о безопасности пищевой продукции. Начало вступления в действие - 1 июля 2013 года.

5. Технический регламент Таможенного союза на масложировую продукцию.

Начало вступления в действие - 1 июля 2013 года.

6. Технический регламент Таможенного союза - Пищевая продукция в части ее маркировки. Начало вступления в действие - 1 июля 2013 года.

Странами-участниками Таможенного союза был утвержден единый перечень подконтрольных товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, в числе товаров по номенклатуре ВЭД, относящихся к сельскому хозяйству отнесены пестициды и агрохимикаты.

В рамках Таможенного союза страны-участницы проводят согласованную политику в области сельского хозяйства касательно: фитосанитарных и санитарных мер, технических требований, норм, стандартов, запретов и т.д.

Санитарные и фитосанитарные требования – это обязательные для исполнения санитарные, ветеринарно-санитарные и фитосанитарные требования и процедуры, применяемые в целях:

-защиты жизни и здоровья человека и животных от рисков, возникающих от добавок загрязняющих веществ, токсинов или болезнетворных организмов ив пищевых продуктах, напитках, кормах и других продукции;

- защиты жизни и здоровья животных и растений от рисков, возникающих в связи с проникновением, укоренением вредителей растений и животных, сорняков и т.д.;

- защиты жизни и здоровья человека от рисков, возникающих в связи с болезнями, переносимыми животными, растениями или продукцией из них.

Государствами-членами Таможенного союза осуществляется деятельность в области ветеринарии в целях недопущения ввоза на таможенную территорию Таможенного союза опасных для здоровья человека и животных подконтрольных товаров.

Пункты пропуска через государственные границы оборудуются и оснащаются средствами ветеринарного контроля в соответствии с законодательствами государств-участниц.

Каждая партия подконтрольных товаров ввозится на территорию Таможенного союза при условии наличия:

- разрешения, выданного уполномоченным органом, на территорию которого ввозятся указанные товары, в соответствии с Положением о едином порядке контроля;

- ветеринарного сертификата, выданного компетентным органом страны отправления указанного товара.

Ветеринарные сертификаты взаимно признаются странами-участницами по единым формам, утверждаемым Комиссией Таможенного союза.

В случае обнаружения и распространения на территории государств Таможенного союза заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении:

- информация направляется в Информационную систему ЕврАзЭС и Интегрированную информационную систему внешней и взаимной торговли Таможенного союза;

- уведомляется Комиссия Таможенного союза об изменениях в перечне опасных и карантинных болезней животных государств Таможенного союза;

- оказывается методическая и техническая помощь в области ветеринарии.

Государственные ветеринарные инспекторы в пределах своих полномочий имеют право беспрепятственно посещать объекты производства, хранения и переработки подконтрольных товаров. При исполнении служебных обязанностей должностные лица должны иметь при себе служебное удостоверение и носить форменную одежду, установленного образца.

Ветеринарные сертификаты при ввозе подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза должны быть оформлены на русском языке, языке страны-экспортера и /или английском языке.

При ввозе-вывозе, транзите в отношении подконтрольных товаров применяются следующие виды контроля:

- документарный;

- физический;

- лабораторный.

Документарный контроль – проверка документов, разрешений на ввоз-вывоз, соответствие выданных документов Единым ветеринарным требованиям.

Физический контроль – досмотр подконтрольных товаров и осмотр животных и контроль соответствия транспортного средства ветеринарно-гигиеническим требованиям, также контроль за соответствия упаковки и маркировки.

Лабораторный контроль осуществляется путем проведения исследований в аккредитованных на эти цели лабораториях.

Аккредитация испытательной лаборатории - официальное признание того, что данная испытательная лаборатория правомочна осуществлять конкретные испытания.

По результатам осуществленного контроля, должностное лицо пограничного контрольного ветеринарного пункта принимает одно из следующих решений в отношении подконтрольных товаров:

- о пропуске;

- о приостановке движения;

- запрете ввоза;

- о возврате.

При перевозке животных и сырья животного происхождения через таможенную территорию Таможенного союза требуется разрешение на транзит с указанием маршрута следования [2].