Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной и духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющего НТП.

Понятие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические), существование и развитие человека и общества. Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению.

Понятие природы является одним из наиболее обобщенных философских понятий. Предельно широкое значения термина природы- это все сущее, весь мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений. В этом значении понятие природа совпадает с такими научными понятиями, как бытие, реальность, космос. Узкое значение термина природы – естественная среда обитания человека, так называемое малая природа. В современной философии существует и широкое, и узкое понимание природы- малая и большая природа взаимосвязаны. Широкое распространение получили и размытые определения природы: природа- дом человечества и др.. Образы природы: В рамках Античной философии для обозначения природы вводилось понятие физис . Физис понимается как : 1) сущее как таковое; 2) внутренняя сущность предмета.

В Новое время происходит существенное трансформация понятия природы. Получают развитие новые значения.Природа становится объектом естественных наук. Физис преображается в натуру. Натура- естественное бытие природных явлений. Сегодня все способы понимания природы принимаются как правомерные и равнозначные. К старым трактовкам природы присоединяется понимание природы как искусственное и естественная среда обитания человека. В современной философии выделяются 3 исторических типа взаимодействия человека и природы: мифологический (подчинение человека природе); научно – технологический ( господства человека над природой); диалогический ( гармония человека природы).

Техносфера - это период и особый тип связи с природой, которая познается и объясняется на глубину целенаправленного практического усилия человека. Понянтие "разумный” сближается по смыслу с понятием извлекающий пользу. Практика, практический успех становится критерием истины.

ЭП - отражает расточительное отн-ие чел-ка к природе. Зависимость чел-ка от природы $ всегда, но изм-сь диалектически. С одной ст., чел-к повышал свою защищенность от стихии, с др. ст., тенденции возрастания зав-ти чел-ка от природы. Взаимодействие чел-ка и природы, общ-ва и среды обитания в рез-те бурного роста пром. поиз-ва, к-рое опирается на многоотходные технологии, достигло крит. точки. ? о $ чел-ва®исчерпание ресурсов и загрязнение среды - противоречия во взаимоотношении - экологическая проблема. Взаимодействие носит исторический хар-р. 2 позиции: Бэкон - природа предназначена для чел-ка - природа -мастерская, а чел-к в ней работник; Руссо - Гармония отн-ий чел-ка и природы. Чел-к часть природы, ее дитя. Он д. отн-ся к природе как дитя к матери. 1ая победила, т.к. соотв-ла кап. общ-ву. Негативные последствия - сер. 19в. - эрозия почв, уничтожение отд. видов животных и растений.

Какую роль играет природа в соц. прогрессе? Монтескье - природа - гл. ф-р, чел. цив-ция зародилась в р-нах с благоприятным климатом. Географич. детерминизм: преувеличение роли прир. ф-ров®геополтика - 2 аспекта - теор. и практ. - Т.: геогр. Условия страны - гл. ф-р, опр. внутр. и внеш. политику - захватническая.

Природа разрушена - болезни - нарушение генотипа - накопление негатив. мутаций. Путь решения - изм-ие типа цив-ции.

Антропогенез - процесс формирования человека и человечества как особого биологического вида. Поскольку возникновение физического типа человека происходило одновременно с образованием общества как надприродной системы связей между индивидами, проблема антропогенеза в философии и науке интерпретируется одновременно и как проблема антропосоциогенеза и антропокультурогенеза.

На сегодняшний день антропогенез изучается целым комплексом наук, где исследования строятся'ттреимущественно на анализе гоминидной триады, под которой понимаются генетически закрепленные признаки, составляющие специфику человечества как биологического вида. К последним относятся: прямохождение; кисть, приспособленная к изготовлению орудий труда; высокоразвитый мозг, обеспечивающий возможность абстрактного мышления и языка.

Статус этой проблемы в философии определяется тем, что решение ее во многом приближает нас к разгадке сущности человека. Тенденции интерпретации антропогенеза в философии могут быть разделены на две основные группы: креационистские и эволюционные.

Креационизм рассматривает человека как продукт специального божественного творчества, высшее и наиболее совершенное создание Бога на земле, его «образ и подобие». Основное отличие креационизма от других моделей определяется пониманием человека как принципиально иного по сравнению с остальной природой образования, соответственно для его появления необходимо участие надприродных, сверхъестественных сил, Бога.

В качестве современных модификаций креационизма выступают популярные сегодня уфологические концепции антропогенеза), объясняющие возникновение человека участием внеземного разума. Также, как и в классическом креационизме, акцент делается не на естественной эволюции человека из природы, а на чудесном вмешательстве высших сил в этот процесс.

Научно-технический прогресс прочно укоренился в нашей сегодняшней жизни. Современный человек с молоком матери впитывает представление о его несомненной пользе. Ощущение движения вперед поддерживается еще и тем, что внедрившиеся в нашу жизнь достижения научно-технического прогресса кажутся нам жизненно важными. Ложность этого ощущения легко увидеть на примерах новинок научно-технического прогресса, освоенных в обиходе в самое последнее время. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский написал все свои сочинения от руки, великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому посчастливилось дожить до пишущих машинок, а сейчас каждый первоклассник печатает "мама мыла раму" на компьютере и искренне уверен, что без компьютера он не сможет приготовить уроки.

Другой пример - происходящая на наших глазах мобильная телефонизация всей страны. Лет пятнадцать назад нас волновало множество вещей, но не отсутствие мобильной связи, а сегодня кажется, что жить без нее очень плохо.Конечно, и общество подстраивается под внедрения научно-технического прогресса, делая их необходимыми.

Вторая причина заключается в том, что премудрость человеческих творений, каких бы высот она ни достигала, есть ничто по сравнению с непостижимой до конца для человека премудростью Божиего мироустройства.