Слушание музыки.

Ребята, как музыка выражает различные черты человеческого характера: силу и мужество, нежность и мягкость, серьёзность и шутливость? Как характер музыки помогает нам понять, о ком она написана: о маленьких ребятишках, о старшеклассниках или о совсем взрослых людях? Может ли композитор «нарисовать» портрет человека так же, как это может сделать художник?

Вы на прошлом уроке знакомились с произведением Д.Кабалевского «Три подружки». Я сыграю вам музыку о трёх подружках, а вы попробуйте определить характер каждой из них и объяснить как композитор Д.Б.Кабалевский благодаря использованию разных интонаций и средств музыкальной выразительности передал разные характеры девочек).

Какими интонациями передан характер каждой из них? Что делает их характеристики более выразительными? Какие элементы- признаки создают выразительность интонации? Правильно. Интонации "Резвушки" звучат в быстром темпе, есть скачки в мелодии, постоянно меняется направление движения мелодии. Для интонации "Плаксы" характерно нисходящее движение мелодии, медленные, плавные, тихие звуки, напоминающие вздох. Их неизменная повторность рождает ощущение плаксивости и жалобы. "Злюка" выражается в музыке крикливыми интонациями и громким, резким звучанием аккордов.

Послушайте, какие инструменты симфонического оркестра обогащают выразительность интонаций, характеризующих подружек? (дети слушают пьесы в исполнениии симфонического оркестра). Вместе с учителем они приходят к выводам, что деревянные духовые инструменты в "Резвушке" звучат подвижно и легко; ласково, певуче и жалобно звучат скрипки в "Плаксе"; резко, крикливо, сердито звучат медные духовые инструменты в "Злюке". Такие инструменты делают образы девочек более яркими.

Посмотрите картинки трёх подружек. Догадались ли мы без этих рисунков, слушая только музыку, какой характер у девочек? Так что же может выражать интонация? (Движения или звукопроявления любого явления). А какое зерно-интонация у музыки про каждую из девочек?

А теперь мы познакомимся с выдающимся русским композитором – Модестом Петровичем Мусорским (1839 – 1881). Им написано также много интересных музыкальных произведений с разнообразными и яркими интонациями. Однажды Мусорский был на выставке картин своего друга художника Гартмана. Картины понравились композитору, и он к каждой из них написал музыку. Так появился альбом пьес под названием «Картинки с выставки». Одна из них называется «Балет невылупившихся птенцов». Какой характер пьесы должен быть, чтобы выразить маленьких птенцов? (Шуточный, лёгкий, грациозный). Послушаем её.

Почему музыка «Балета невылупившихся птенцов» написана в быстром темпе? (чтобы передать трепетание, митусню птиц, их писк).

Какие выразительные средства помогают передать в музыке движение, митусню, лёгкость? (Высокий регистр, быстрый темп). Сохранится ли характер пьесы, если её исполнить на другом инструменте? Что здесь передает интонация? (Движение, звуки, издаваемые птенцами). Послушайте музыку ещё раз и попробуйте на слух определить зерно-интонацию, продемонстрируйте как двигаются и как пищат маленькие птенцы.