Механические характеристики исполнительных механизмов
Если для любого электродвигателя входной величиной является статический мо-
мент механизма, а выходной – его скорость, то для механизмов, наоборот, входной величи
ной является скорость ω ( от двигателя ), а выходной – статический момент механизма М.
Это означает, что при любом изменении скорости механизма ( двигателя ) будет изменяться его статический момент М.
Зависимость статического момента механизма Мот его угловой скорости ω назы
вается механической характеристикой механизма - М( ω ).
Таким образом, система координат для изображения механических характеристик
механизмов – это М( ω ).
. Различают два вида механических характеристик:
1. крановые, когда при изменении скорости в широких пределах статический мо
мент не изменяется ( рис. 8.9, характеристика 1 ).
Такая характеристика описывается уравнением
М= сonst ( 6 ),
т.е. момент не зависит от скорости.
2. вентиляторные, у которых статический момент пропорционален квадрату скоро
сти ( рис. 8.9, характеристика 2 ).
Такая характеристика описывается уравнением
М= М+ ΔМ ( 7 ),
где М- момент холостого хода;
ΔМ = сω- момент, создаваемый рабочим органом механизма при выполнении полезной работы ( с – постоянный коэффициент, ω – угловая скорость вала механизма ).
Рис. 8.9. Механические характеристики механизмов: а – в системе координат
М( ω ); б - в системе координат ω (М)
Крановые характеристики имеют механизмы грузовых кранов, лебедок, брашпи-
лей, т.е. механизмов, работа которых связана с преодолением действия силы тяжести.
Статический момент таких механизмов
М= GD/2 = const ( 8 ),
где G – вес груза ( у брашпилей – весом якоря с якорь-цепью );
D – диаметр грузового ( у брашпилей – якорного ) барабана.
Вентиляторные характеристики имеют центробежные вентиляторы, насосы и др.
У таких механизмов условия пуска – легкие, т.к. при пуске на валу механизма есть небольшой момент холостого хода М, создаваемый силами трения в элементах привода.
Однако по мере разгона статический момент механизма резко увеличивается за счет того, что к моменту холостого хода добавляется момент ΔМ = сω, создаваемый си
лами трения рабочего органа ( крыльчатки ) о среду ( у вентиляторов – воздух, у насосов – перекачиваеая жидкость ).
Таким образом, для изображения механических характеристик двигателей применя
ют систему координат ω (М), механических характеристик механизмов – «перевернутую» систему М( ω ).
Применение разных систем координат для двигателей и механизмов создает трудно
сти при рассмотрении электромеханических свойств электропривода в целом, состоящего из электродвигателя и механизма.
Поэтому на практике для изображения механических характеристик двигателей и механизмов принята единая система координат ω (М), т.е система, принятая для механи-
ческих характеристик электродвигателей.
В этой системе координат механические характеристики механизмов показаны на рис. 8.19, б.