Методы прокладки кабелей

На судах кабели и провода прокладывают в виде кабельных трасс, состоящих из от

дельных кабелей или групп кабелей. Последние обра­зуют ряды и пучки.

Рис. 6.2. Способы прокладки Рис. 6.3. Кассета со скользящим

кабелей: а – 1-рядный; 2 – 2-ряд- замком

ный; в - пучком

Ряд - это группа кабелей, имеющая общее крепление, в которой каждый кабель соприкасается с двумя соседними, кроме крайних (рис. 6.2, а).

Если группа кабелей состоит из двух рядов, не разделен­ных зазором и имеющих общее крепление, то прокладка называется 2-рядной (рис. 6.2, б).

Если в группе 3 и более рядов, кабели образуют пучок (рис. 6.2, в).

 

При прокладке отдельных кабелей применяют скобы, скоб-мосты и перфорирован

ные панели.

При прокладке рядов и пучков кабелей применяют специальные подвески, называе

мые кассетами (рис. 6.3).

Кассета состоит из П-образного корпуса 1 и подвижного замка 2, который переме

щается вверх или вниз вдоль корпуса кассеты в зависимости от ее заполнения.

Кассеты приваривают к корпусу судна на определенном расстоя­нии одна от другой по длине трассы, их можно устанавливать верти­кально, горизонтально и наклонно.

Пучки кабелей в кассеты уклады­вают без крепления, что значительно ускоряет и упрощает монтажные работы. Кассетами и скобами крепят кабели с площадью поперечно

го сечения пучка соответственно до 400 и 150 см2. Применяется также свободная укладка кабелей в трубы и желоба.

Кабельные трассы должны быть по возможности прямыми, доступ­ными для осмотра и обслуживания.

Места изгиба кабелей должны иметь определенное значение внутреннего радиуса R: обычно R = ( 2…10)d, где d - внешний диаметр кабеля.

Для снижения трудоемко­сти монтажа не рекомендуется применять 1-жильные ка-

бели с пло­щадью сечения жилы более 240 мм2, а также 2- и 3-жильные кабели с площадью сечения жил более 120 мм2.

Поэтому при прокладке трасс для мощных приемников допускается замена одного кабеля несколь­кими одинаковыми с сохранением суммарной площади сечения жил в фазе или полюсе.

При прокладке кабельных трасс стремятся к минимальному числу пересечений, а в местах пересечений устанавливают мостики, чтобы избежать взаимного касания трасс.

При прокладке кабелей, идущих параллельно переборкам, подверженным запотева-

нию, между кабеля­ми и переборками должно оставаться свободное пространство.

Расстоя­ние кабельных трасс от наружной обшивки, противопожарных и водонепро

ницаемых переборок должно быть не менее 20 мм, от двой­ного дна и от цистерн топлива и масла - не менее 50 мм, от источников тепла - не менее 100 мм.

Во взрывоопасных помещениях и пространствах разрешается прокладывать кабели

предназначенные только для электрического оборудования, установленного в этих поме-

щениях и пространствах.

При этом электрическое оборудование должно быть взрывозащищенного исполне

ния: искробезопасного ( Ехi ), с оболочкой под избыточным давлением (Ехр), с взрывоне

проницаемой оболочкой ( Ехd ) или повы­шенной надежности против взрыва (Ехе).

Допускается прокладка транзитных кабелей через упомянутые помещения и прост-

ранства при условии, что кабели имеют металлическую броню или оплетку, покры­тую не-

металлической оболочкой, свинцовую оболочку с дополнитель­ной механической защи-

той.

Не рекомендуется прокладывать кабели под настилом, если же такая прокладка не-

обходима, кабели должны прокладываться в металлических трубах или в закрытых канна-

лах.

В местах трассы, где возможны разрыв или повреждение кабеля вследствие дефор-

мации корпуса судна из-за волнения моря или нагрева, устраивают компенса­ционные пет-

ли, внутренний диаметр которых должен составлять не менее 12 наружных диаметров кабеля.

При прокладке через водонепроницаемые переборки применяют сальники для оди

ночных кабелей и кабельные коробки для пучков кабелей.

Прокладка кабелей через палубы выполняется в металличе­ских трубах (стояках) или металлических стаканах. Проходы кабелей через водонепроницаемые переборки и па-

лубы должны надежно быть уплотнены, для чего кабельные коробки заполняют уплотни-

тельными массами, стойкими к воздействию огня, воды и нефтепродуктов, не дающими усадок и нарушений герметичности в процессе эксплуатации.

Металлические или броневые оболочки кабелей должны быть надежно заземлены, т. е. электрически соединены с корпусом судна. Для заземления применяют медный про-

вод или металлические скобы, плотно прилегающие к оболочке кабеля. Если кабель прохо

дит через кабельный сальник, для заземления применяют кольца, находящиеся внутри сальника.

Для образования ответвлений от судовых кабелей и проводов применяют разветви

тельные (крестовые) коробки, внутри которых электрическое соединение кабелей прово-

дят при помощи винтовых зажимов.

Для маркировки кабелей и проводов применяют бирки - латунные или фибровые пластинки, прикрепленные к кабелю узким пояском из латуни или оцинкованной стали.

На пластинки наносят необходимые маркировочные надписи.