Лекция 10. Фокус-группа: методика и практика

 

Метод фокус-групп относится к качественным методам сбора информации и базируется на использовании эффекта групповой динамики.

Применение данного метода предполагает групповую дискуссию под руководством специалиста (модератора). Основным достоинством данного метода является возможность оперативного получения так называемой глубинной информации в небольшой группе респондентов.

Суть метода заключается в том, что внимание участников фокусируется на исследуемой проблеме (теме), с целью определить отношение к поставленной проблеме, выяснить мотивацию тех или иных действий.

Фокус-группы, как один из методов исследования, впервые предложил Роберт Мертон еще в 40-х годах прошлого века. В 1941 году состоялось проведение первой фокус-группы. Мертон Р., Лазарсфельд П. провели изучение эффективности работы радио во время Второй мировой войны. А в 1956 году, вышло в свет первое издание - Р.Мертон, М. Фиске. П. Кендалл. “Фокусированное интервью”.

Однако широкое распространение фокус-групп получили недавно. Многие специалисты отмечают, что данный метод исследований не всегда приводит к желаемым результатам. Связано это с тем, что иногда участники фокус-групп не готовы искренне выражают свои взгляды или могут оказаться под влиянием мнений, высказываемых окружающими людьми. Результаты, полученные в ходе таких опросов, не рекомендуется распространять на всю репрезентативную выборку.

Фокус-группы активно используются квалифицированными маркетологами и социологами в своей работе. Нужно отметить, что данный вид исследования представляет собой оплачиваемые опросы. Для многих людей, живущих в крупных городах, платные опросы стали своеобразной работой со свободным графиком или разовой работой. Для участия в фокус-группах, в качестве опрашиваемого, не требуется специальных знаний или умений, что еще больше повышает популярность подобных исследований среди респондентов.