Система гипотез, проверяемых в психологическом эксперименте
Нет логических обоснований выводимости теоретических обобщений из эмпирически устанавливаемых закономерностей
Теоретические (универсальные – Поппер) высказывания предполагают логически необоснованный переход на более высокий уровень обобщения, чем обобщения эмпирические, полностью относимые к наблюдаемой реальности
У Выготского: понятия не сводимы к классам или признакам объектов, подводимых под него
Нет правил вывода новых законов из новых эмпирических результатов => необходимо выдвигать гипотезы
Законы как интерпретационные схемы ≠ Статистические устанавливаемые зависимости (их выявление регулируется правилами, требуют содержательных интерпретаций, не предполагают следования условиям причинного вывода, содержательно не характеризуют ту область эмпирии, которой служат)
Уровни гипотез в экспериментальном исследовании
Уровни гипотез | Виды гипотез | Возможные «третьи» гипотезы |
Теоретический | ТГ | Конкурирующая, или другая теоретическая |
Эмпирический | ЭГ и КГ | Конкурирующая, основанная на указании «третьих» переменных |
Статистический | Нуль-гипотеза H0 Направленная гипотеза H |
ТГ – каузальное объяснение, следующее из теории → ЭГ
Переходы между уровнями статистических и психологических гипотез с учетом старой (фишеровской) и новой (нейман-пирсоновской) традиций
Уровни гипотез | Принятие решения о гипотезе | ||
Уровень эмпирических гипотез | Принимается эг | Не принимается ни одна из гипотез (поиск 3-ей конкурирующей) | Принимается кг |
Статистические решения (в старой традиции) | Отвергнуть h0 на уровне значимости p=0,05 | Нельзя сделать выбор между h0 и h1 | Не отвергнуть h0 на уровне значимости (при p=0,05) |
Статистические решения (в новой традиции) | Эффект соответствует h1 (при ɑ = 0,05) | Нельзя сделать выбор между h1 и h2 | Эффетк соответствует h2 (ɑ = 0,05) |
Переход от статистических решений к уровню психологических гипотез => принятие ЭГ, КГ или непринятие их
Уровень эмпирически загруженных психологических гипотез → использование силлогизма modus tollens → уровень теоретических психологических гипотез
Статистические гипотезы → эмпирические гипотезы: это переход оценки статистических гипотез как вероятностных к детерминистским утверждениям психологической гипотезы (ЭГ и КГ)
Эмпирические гипотезы → теоретические гипотезы: переход между двумя детерминистскими гипотезами, но сформулированных как частное высказывание (ЭГ) и общее/универсальное высказывание (ТГ)
Оценка валидности (внутренней и операциональной прежде всего) позволит оценить исследователю возможность артефактных (недостоверных, невалидных) выводов
План обработки данных связан с формальным планированием: определение необходимого минимального эффекта для отвержения нуль-гипотезы (математическое планирование) + разработка и выбор экспериментальных схем, планов, «дизайнов», призванных осуществлять формы контроля НП и ПП (контроль угроз внутренней валидности)
Глава 4. ЭКСПЕРИМЕНТ КАК ВИД ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ: КОНТРОЛЬ ПЕРЕМЕННЫХ
4.1. Выделение и контроль переменных как нормативы экспериментальной деятельности