Система премирования работников предприятия.

В целях стимулирования эффективного труда и обеспечения единства в оценке трудового вклада рабочих, руководителей, специалистов и служащих на каждом предприятии разрабатывается система премирования, которя должна быть отражена в соответствующем Положении о премировании на предприятии (приложение к коллективному договору).

В практике хозяйствования распространены следующие элементы системы премирования: доплаты, надбавки и премии.

Назначение системы надбавок и доплат состоит в стимулировании повышения работниками квалификации и уровня мастерства, а также дополнительного выполнения

трудовых обязанностей в определенной местности или сфере производственной

деятельности. Выплата таких надбавок не связана с возложением на работников новых функций сверх тех, которые определены при заключении трудового договора.

Конкретные размеры доплат по условиям труда определяются нанимателем, но

имеется минимальный гарантированный уровень доплаты за работу. Он определен Методикой проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденной Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 04.09.1995 г. №74, и включает следующие виды доплат и надбавок: доплаты за работу в особых (неблагоприятных) условиях труда; доплаты за работу в ночное время, за работу в многосменном режиме и режиме разделения рабочего дня на части; доплаты работникам, постоянно занятым на подземных работах, за нормативное время их передвижения в шахте от ствола к месту работы и обратно; надбавки к заработной плате, выплачиваемые работникам отдельных отраслей экономики в связи с подвижным (разъездным) характером работы; оплата за работу в выходные и праздничные (нерабочие) дни, в сверхурочное время; денежная компенсация за неиспользованный отпуск; другие выплаты компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда.

Кроме того, законодательство Беларуси устанавливает ряд надбавок, которые

должны исполняться нанимателями в предусмотренных случаях:: надбавки (доплаты) к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, классность, почетное звание, ученую степень, высокие достижения в труде, за сложность и напряженность работы, знание и применение иностранных языков и т. п.; ежемесячные надбавки к заработной плате за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы);

Система надбавок и доплат дополняется премиальной системой. Под

премированием понимается выплата работникам вознаграждения сверх основного заработка в целях поощрения их за достигнутые результаты. Премиальная система предполагает выплату премий заранее предусмотренному кругу лиц на основании конкретных показаний и условий премирования. Премирование - выплата работникам вознаграждения сверх основного заработка в целях их поощрения за достигнутые результаты.

Основные принципы премирования на предприятии:


 

Размер премии должен быть связан с теми экономическими выгодами, которые принес работник предприятию.

2. Начисление и выплата премий производится на основании действующего Положения о премирования на предприятии, утвержденное приказом руководителя организации.

3. Премирование работников производится по заранее определенным показателям.

4. В положении о премировании должны быть определен конкретный круг премируемых по каждому из видов премирования, конкретизированы показатели и условия премирования работников с учетом их участия в деятельности.

5. Основанием для начисления премии являются данные бухгалтерской и

статистической отчетности, а по показателям, по которым такая отчетность не предусмотрена, по данным оперативного учета, утверждаемым соответствующим должностным лицом.


 

21 .Понятие и классификация расходов (затрат) предприятия.

 

Все множество расходов предприятия можно классифицировать по признаку цели их осуществления на следующие на группы:

1 -я группа — расходы, связанные с приобретением долгосрочных активов, т. е. осуществление инвестиций (капитальных вложений) в основные средства,

нематериальные активы, а именно: строительство зданий и сооружений, приобретение

оборудования, транспортных средств и других материальных ценностей длительного использования;

2 -я группа — приобретение материальных ценностей, относящихся к разряду

текущих активов: пополнение запасов материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, формирование незавершенного производства, приобретение предметов, относимых к разряду малоценных и быстро изнашиваемых, а также создание запаса топлива, запасных частей, тары и т. п.;

3 -я группа — оплата услуг, оказываемых предприятию, таких как обеспечение электроэнергией, водой, теплом, газом, транспортное обслуживание, связь и т. п.;

4 -я группа — оплата труда привлеченного персонала предприятия — рабочих и

служащих;

5 -я группа — налоговые выплаты и приравненные к ним платежи предприятия.

Расходы первой группы характеризуются тем, что они носят единовременный характер, т. е. производятся целиком в некоторый короткий отрезок времени и потом эксплуатируются длительное время, измеряемое десятками лет. Данные расходы капитализируются, превращаются в основной капитал, внеоборотные активы.

Расходы, отнесенные нами к последующим трем группам, не капитализируются,

они относятся к текущим затратам. Взамен этих расходов предприятие получает материальные ресурсы, различные виды энергии, оплачивает услуги других субъектов хозяйствования, оплачивает труд привлеченных работников.

К текущие затраты предприятия:

себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг; управленческие расходы;

расходы на реализацию;

прочие расходы по текущей деятельности.

Классификации расходов по текущей деятельности для организаций, осуществляющих промышленную и торговую деятельности, представлена на рис.


 

 

 

Рис. Классификация расходов по текущей деятельности в организациях, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность

 

 

Рис. Классификация расходов по текущей деятельности в организациях, осуществляющих торговую и торгово-производственную деятельность

 

На себестоимость продукции (работ, услуг) списываются расходы, обусловленные ведением производственной или коммерческой деятельности. Все остальные расходы предприятие покрывает или за счет прибыли, или за счет специальных фондов.

По экономической роли в процессе производства затраты подразделяются на прямые и косвенные. Прямые затраты рассчитываются на себестоимость продукции исходя из норм расхода и трудоемкости на единицу продукции. К ним относят затраты на материалы, комплектующие технологическое топливо и энергию, основную и дополнительную заработную плату основных производственных рабочих и отчисления с этой зарплаты. Косвенные - это затраты связанные с организацией, управлением, технологической подготовкой производства и его обслуживанием. Они рассчитываются в целом по предприятию, после чего пропорционально прямым затратам относятся на себестоимость единицы продукции.

По отношению к объему производства затраты подразделяются на условно-

постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные затраты - это затраты, абсолютная величина которых при изменении объема производства изменяется незначительно (общепроизводственные, общехозяйственные, коммерческие расходы). Условно-переменные затраты изменяются прямо пропорционально росту объема производства.


 

22.Себестоимость продукции. Поэлементная и калькуляционная группировка затрат предприятия, относимых на себестоимость продукции.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку

используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд важнейших

функций: 1) позволяет осуществлять учет и контроль всех затрат на выпуск и реализацию продукции; 2) является базой для формирования цены на продукцию предприятия и определения прибыли и рентабельности; 3) является важнейшим фактором при обосновании целесообразности вложения инвестиций на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего предприятия.

В целях удобства планирования и учета затрат, составления соответствующей

документации, проведения анализа все издержки, связанные с производством и реализацией продукции, можно классифицировать по экономическим элементам и калькуляционным статьям.

Группировка затрат по экономическим элементам обусловлена необходимостью

определения общего объема потребленных на предприятии ресурсов независимо от того, на какой конкретно вид изделий и в каком структурном подразделении предприятия они израсходованы. Кроме того, группировка затрат по экономическим элементам является основой для интегрирования затрат на вышестоящих уровнях управления в целях организации статистического учета по отраслям, регионам вплоть до уровня народного хозяйства республики.

Эта группировка применяется предприятиями, организациями и учреждениями республики независимо от вида деятельности, форм собственности и ведомственной подчиненности. Ее цель — обеспечить единообразное определение состава затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Нормативными документами рекомендуется следующая группировка затрат по экономическим элементам:

· материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

· расходы на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация основных средств и нематериальных активов;

· прочие расходы.

В элементе «Материальные затраты» отражается стоимость сырья и материалов, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, топлива, энергии, которые входят в состав изготавливаемой продукции или являются необходимым компонентом при ее

изготовлении, и используются в процессе производства для обеспечения нормального

технологического процесса. Также в состав материальных затрат включается погашение стоимости инструментов и приспособлений целевого назначения и прочие специальные расходы.

В этом элементе отражаются также работы и услуги производственного характера,

выполняемые сторонними предприятиями: отдельные операции по изготовлению продукции, ремонту основных средств, затраты на научно-исследовательские и опытно- конструкторские работы, транспортные услуги сторонних организаций и т. п.

В элемент «Расходы на оплату труда» входят затраты на оплату труда производственного персонала предприятия, включая премии за производственные результаты, выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.

В себестоимость продукции (работ, услуг) не включаются следующие выплаты

работникам предприятия: премии сверх размеров, предусмотренных законодательством; материальная помощь; надбавки к пенсиям; другие выплаты, носящие характер


 

социальных льгот, дополнительно устанавливаемых по решению трудового коллектива сверх льгот, предусмотренных законодательством.

В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления по установленным законодательством нормам в фонд социальной защиты населения и другие обязательные выплаты от всех видов оплаты труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции (работ, услуг), кроме тех, на которые страховые взносы не начисляются.

В элементе «Амортизация основных средств и нематериальных активов» отражается сумма амортизационных отчислений от стоимости основных средств и нематериальных активов, исчисленная в установленном порядке. При этом начисление амортизации по основным средствам прекращается после истечения срока их службы при условии полного перенесения всей их стоимости на издержки производства и обращения.

К элементу «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции относятся

налоги, сборы и отчисления в бюджет и внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком и относимые на себестоимость продукции; платежи по страхованию имущества предприятия; плата по процентам за ссуды банков; оплата услуг связи, вычислительных центров, банков; плата сторонним организациям за противопожарную и сторожевую охрану, включая оплату работ по сооружению охранно-пожарной сигнализации на действующих объектах; плата за подготовку и переподготовку кадров; оплата работ по сертификации продукции и ряд других затрат, входящих в состав себестоимости продукции, но не относящихся к ранее перечисленным элементам затрат.

Документ, в котором осуществляется поэлементная группировка затрат

называется сметой затрат на производство. Следует отметить, что смета затрат не позволяет определить себестоимость единицы продукции конкретного наименования.

Группировка затрат по статьям калькуляции осуществляется на основе их функциональной роли в производственном процессе. Перечень статей калькуляции, их состав и методы распределения по видам продукции определяются отраслевыми методическими рекомендациями с учетом характера предпринимательской деятельности.

1. Сырье и материалы.

2. Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, работы и услуги производственного характера.

3. Возвратные отходы (вычитаются).

4. Топливо и электроэнергия на технологические цели.

5. Основная заработная плата производственных рабочих.

6. Дополнительная заработная плата производственных рабочих.

7. Налоги и отчисления в бюджет и внебюджетные фонды; сборы и отчисления местным органам власти.

8. Погашение стоимости инструментов и приспособлений целевого назначения (прочие специальные расходы).

9. Общепроизводственные расходы.

10. Общехозяйственные расходы.

13. Прочие производственные расходы.

11. Технологические потери.

12. Потери от брака.

13. Коммерческие расходы.

Калькуляция себестоимости необходима для определения цены единицы продукции, соизмерения затрат предприятия с результатами его производственной деятельности, определения уровня эффективности работы предприятия и для других

целей.

Объектами калькулирования в зависимости от особенностей выпускаемой продукции и характера технологического процесса могут быть: технологический передел (1т отливок, поковок, штамповок); деталь; сборочная единица (узел); изделие в целом; заказ на изготовление нескольких изделий. В зависимости от полноты охвата калькуляционных статей расходов на промышленных предприятиях различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная, полная.


 

23.Цена и ценообразование на предприятии.

 

Среди экономических категорий, используемых в рыночной экономике, важнейшее место принадлежит цене. В условиях рыночных отношений роль цены резко возрастает для любого предприятия, поскольку от уровня цены зависит величина прибыли предприятия, конкурентоспособность предприятия и его продукции, финансовая устойчивость и финансовая независимость предприятия. Цена как экономическая категория выполняет ряд важнейших функций: информационная; учетная; распределительная; стимулирующая; связующая и др.

Информационная функция цены проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефектности, издержках производства, товарных рынках, наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятия.

Учетная функция цены отражает общественно необходимые затраты труда на выпуск и реализацию той или иной продукции. Цена определяет, сколько ресурсов затрачено на производство товара. В конечном счете, цена отражает не только величину совокупных издержек производства и реализации продукции, но и размер прибыли.

Распределительная функция цены состоит в том, что государство через

ценообразование осуществляет перераспределение национального дохода между отраслями экономики, государственным и другими секторами, регионами, фондами накопления и потребления, социальными группами населения. Эта функция реализуется через включение в себестоимость многих налогов, которые являются источником накопления дорожных фондов, пенсионного фонда, фонда социального страхования, фонда занятости населения и других, а также через включение в цену косвенных налогов (НДС и акцизов).

Связующая функция цены реализуется через сбалансированность спроса и предложения и выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом. Цена сигнализирует о диспропорциях в сферах производства и обращения и требует принятия мер по их преодолению. Она служит гибким инструментом для достижения соответствия спроса и предложения.

Стимулирующая функция цены проявляется в формировании экономической

заинтересованности предприятий в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении ее упаковки, снижении издержек производства, увеличении выпуска продукции и спроса на нее. Это связано с тем, что цены дифференцированы в зависимости от технического уровня и качества продукции. По этой же причине цены могут оказывать и дестимулирующее воздействие на производство.

Многообразие цен позволяет на практике их классифицировать и объединять их в различные группы. Некоторые из наиболее часто используемых классификаций приведены в таблице.

 

Основание для классификации Виды цен
  1. Стадия товародвижения (характер обслуживаемого оборота) 1.1. Отпускные 1.2. Розничные 1.3. Закупочные
  2. Сфера регулирования 2.1. Свободные 2.2. Договорно-контрактные 2.2. Регулируемые
3. Способ получения информации об уровне цены 3.1. Публикуемые 3.2. Расчетные
  4. Фактор времени 4.1. Твердые 4.2. Скользящие
5. Способ получения информации об уровне цены 5.1. Публикуемые 5.2. Расчетные
  6. Способ установления 6.1. Текущие 6.2. Сопоставимые
  8. Территория действия 8.1. Мировые 8.2. Единые по стране 8.3. Региональные (поясные, зональные, местные)

 

Структура национальных цен в различных странах по форме одинакова. Она включает издержки и прибыль предприятия, торговые надбавки (скидки), косвенные налоги, другие составляющие, как например транспортные издержки или затраты по страхованию (табл.). Таблица

Схема формирования отпускной цены предприятия, оптовой и розничной цен

  Полная себестоимость Прибыль предприятия Налоги, включаемые в цену     Оптовая надбавка   Торговая надбавка
Отпускная цена предприятия
Оптовая цена сбытовых организаций
Розничная цена торговых предприятий

Цены формируются под воздействием двух групп факторов – внутренних и внешних. К внутренним относятся факторы, которыми можно управлять на уровне предприятия, они полностью зависят от принимаемых руководителем предприятия

решений. Внутренние факторы: издержки (снижение затрат на производство); технология

производства (освоение новых, ресурсосберегающих технологий); организация сервиса проданных изделий (организация послепродажного обслуживания продукции, расходующей свой ресурс в процессе эксплуатации), реклама и продвижение товаров на рынок. Внешние факторы не зависят от деятельности предприятия. Их влияние и степень воздействия на цены продукции предприятия определяются изменением общеэкономических условий в стране и за ее пределами, наличием на рынке и доступностью основных ресурсов.

В ходе осуществления своей деятельности субъекты ценообразования в Республике Беларусь должны соблюдать принципы ценообразования, обозначенные в Концепции ценообразовании в Республике Беларусь, которая утверждена в 1999г. и определила главные составляющие политики цен на ближайшую и долгосрочную перспективу: сочетание свободные и регулируемых цен (тарифов); разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению цен (тарифов); установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающим субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли; государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).

В Республике Беларусь осуществляется как косвенное, так и прямое регулирование цен.

Прямое регулирование осуществляется путем установления: фиксированных цен; предельных цен; декларирования цен; предельных уровней рентабельности на отдельные группы, виды продукции или продукцию отдельных отраслей; определенных

правил или условий определения и применения цен.

Косвенное регулирование осуществляется через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующих недобросовестной конкуренции.


 

24 .Современные методы ценообразования

На практике в зависимости от конкретных условий и целей предприятия используются различные методы расчета предполагаемой цены на товар. Основу методологии ценообразования составляют методы обоснования цен, которые базируются на основных ценообразующих факторах: издержки, качество, рыночная конъюнктура.

Наибольшее распространение получил затратный метод ценообразования.

При затратном методе ценообразования, цена на продукцию предприятия определяется исходя из себестоимости и нормативной величины рентабельности продукции (кот. Определяется как % от полной себестоимости продукции.)

Цена на обычный товар рассчитается по формуле:


Ц = Сп


+ Пн+ РНДС,


где Сп – полная себестоимость единицы изделия, р.; Пн – прибыль на единицу изделия, р.;

РНДС – размер налога на добавленную стоимость, руб. Цена на подакцизный товар исчисляется по формуле:

Ц = Сп+ Пн+ А + РНДС,

где А – акциз, р.

 

Ставка налога на добавленную стоимость установлена в размере 20%. Во всех платежных и расчетных документах сумма НДС должна выделяться отдельной строкой.

Агрегатный метод используется в том случае, если вновь выпущенная продукция состоит из конструктивных элементов (деталей, узлов, комплектующих изделий), цена либо себестоимость которых известна. Применяется для расчета цены изделий, собираемых из унифицированных элементов, узлов, (например, металлорежущие станки, другое промышленное оборудование, транспортные средства). Цена продукции,

рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов изделия с добавлением затрат по сборке. Этот метод применяется в производствах с высокой степенью унификации продукции и рационален при определении цен сложных видов техники.

Метод структурной аналогии. Данный метод применяется в производствах с широкой номенклатурой однотипных изделий или работ (услуг). Цену устанавливают по аналогу. При расчете цены конкретного изделия используют фактические данные о доле основных видов затрат в цене аналогичного товара. По новому изделию определяют один из главных (основных) элементов затрат (материалы, заработная плата, амортизация), а также долю этого элемента затрат в полной себестоимости изделия (или цене).

Наиболее точно и полно связывают цены с качеством, полезностью товаров параметрические методы ценообразования. Суть этих методов состоит в определении количественных зависимостей между ценой и основными потребительскими свойствами продукции в пределах параметрического ряда. Параметрический ряд представляет собой группу изделий, которые однородны по конструкции и технологии изготовления, имеют

одинаковое или сходное функциональное назначение и различаются между собой количественным уровнем потребительских свойств.

Метод удельных показателей. Он используется для расчета и анализа цен товаров, характеризующихся довольно полно одним основным параметром качества. К таким параметрам относятся производительность, мощность, грузоподъемность, содержание полезных компонентов в веществе и др. Эти показатели выражают потребительскую стоимость, полезность продукции и в значительной мере определяют общий уровень цены изделия. Данный метод широко используется в машиностроении. Вначале определяется удельная цена единицы основного параметра, принятого в качестве представителя параметрического ряда Для успешного развития и внедрения достижений научно-технического прогресса должен соблюдаться принцип относительного снижения цены на единицу главного (основного) параметра новой продукции по сравнению с базовой. Для этого в формулу вводят поправочные коэффициенты.

Недостаток метода удельной цены — учет в ценообразовании лишь одного, пусть

даже главного параметра. Основная же масса продукции, особенно сложные ее виды, характеризуется широким набором, комплексом технико-экономических параметров. Указанный недостаток преодолевается использованием другого параметрического метода — баллового.


 

Балловый метод. Суть этого параметрического метода заключается в формировании цен на основе экспертных оценок параметров качества изделий. Этот метод незаменим в тех случаях, когда цена определяется несколькими параметрами качества, в том числе такими, которые не поддаются количественному соизмерению. К ним относятся удобство использования изделия, эстетические свойства, дизайн, экологичность, противопожарность, органолептические свойства (запах, вкус, цвет).

На основе экспертных оценок значимости параметров изделий для потребителей каждому параметру присваивается определенное число баллов, суммирование которых дает интегральную оценку конкурентоспособности изделия по качественным параметрам. Умножением суммы баллов по новому изделию на стоимостную оценку одного балла, изделия аналога определяется ориентировочная цена нового изделия. Цена на новое изделие ЦН рассчитывается по формуле:

æ n ö

Ц Б × ç å Бнi× ki÷

=
Ц
èi =1 ø

Н n

å Ббi× ki

i =1

ЦБ – цена баллового изделия, р.; Ббi , Бнi – балловая оценка i-го качества параметра соответственно базового и нового изделия; ki – коэффициенты весомости i-го показателя в долях единицы; n – количество оцениваемых качественных параметров.

Метод корреляционно-регрессионного анализа. Суть метода состоит в определении эмпирических формул зависимости цен от изменения параметров качества в пределах параметрического ряда изделий. При этом цена выступает как функция от параметров.

Этот метод позволяет определять аналитическую форму связи и использовать рассчитанные уравнения регрессии для определения цен изделий, входящих в данный параметрический ряд. Он является самым точным, совершенным среди параметрических методов.

Необходимым условием применения метода является тщательная аналитическая работа по формированию параметрического ряда, определению технических и экономических параметров, на основе которых он строится. Изделия отбираются в параметрический ряд по признакам однородности технических требований к ним и

однотипности технологии их изготовления. Однородность технических требований предполагает наличие одних и тех же основных показателей качества.

Рыночные методы ценообразования

Самостоятельную группу представляют методы определения исходной цены с учетом спроса на товар и уровня конкуренции на рынке. Эти методы характерны для развитых, конкурентных рынков. В их число входит получивший довольно широкое распространение метод торгов (биржевых, аукционных, тендерных).

Цены, устанавливаемые на торгах, зависят от следующих факторов: целей и задач, которые ставит предприятие-участник торгов (начиная с максимизации прибили и заканчивая выживаемостью на рынке); внутренних возможностей предприятия. В результате торгов контракт получает та фирма или предприятие, которое предложит минимальную цену, обеспечит требуемое качество и короткие сроки исполнения заказа.

На рынках многих товаров, где спрос характеризуется относительно низкой эластичностью, отсутствует острая конкуренция, довольно успешно применяется метод

следования за рынком. Суть его сводится к тому, что предприятия, фирмы при назначении своих цен ориентируются в первую очередь на цены конкурентов.

При использовании метода ощущаемой ценности товара цена учитывает в первую очередь спрос, т.е. то, сколько покупатель готов заплатить за предполагаемой товар с определенными потребительскими свойствами. Высокая цена устанавливается тогда, когда спрос относительно велик, а низкая – когда спрос снижается. Затраты при этом имеют второстепенное значение и рассматриваются лишь как ограниченный параметр снижения цены.


 

25 .Доходы предприятия. Механизм формирования и распределения прибыли предприятия.

 

Доходы являются основным экономическим показателем предприятия. В связи с этим представляется весьма важным рассмотреть и уточнить на микроэкономическом уровне теоретические положения категории «доход». В экономической литературе, в нормативных законодательных актах Республики Беларусь, в зарубежной теории и практики нет единого мнения по трактовке понятия «доходы». Существуют также опре- деленные противоречия между нормативным регулированием бухгалтерского учета финансовых результатов и законодательством по налогообложению. Различные подходы к определению данного понятия в экономической теории и бухгалтерском учете.

В Республике Беларусь согласно Инструкции по бухгалтерскому учету «Доходы

организации» № 181: доход - экономическая выгода в денежной и натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить. Экономическая выгода трактуется, как «возможность имущества способствовать притоку денежных средств или иных активов в организацию». Согласно Инструкции доходы и расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на: доходы и расходы по текущей деятельности; доходы и расходы по инвестиционной деятельности; доходы и расходы по финансовой деятельности; иные доходы и расходы.

Текущая деятельность – основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности. Доходами по текущей деятельности являются выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг за вычетом налогов и сборов, исчисляемых из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также прочие доходы по текущей деятельности за вычетом налогов и сборов, исчисляемых от прочих доходов по текущей деятельности.

Инвестиционная деятельность - деятельность организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию основных средств, нематериальных активов, доходных вложений в материальные активы, вложений в долгосрочные активы, оборудования к установке, строительных материалов у заказчика, застройщика (далее – инвестиционные активы), финансовых вложений, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации. Доходы от инвестиционной деятельности организации получают от отдельных операций, не относящихся к видам его деятельности. К ним относятся доходы: связанные с продажей и прочим выбытием (ликвидацией, списанием, передачей безвозмездно) принадлежащих организации основных средств, нематериальных активов, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг и иных активов; связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов, а также прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности (когда это не является предметом деятельности организации); от участия в уставных фондах других организаций, а также в совместной деятельности по договору простого товарищества; полученные по операциям с тарой; проценты, выплачиваемые банком за пользование денежными средствами, хранящимися на счете организации в данном банке.

Финансовая деятельность - деятельность организации, приводящая к изменениям величины и состава внесенного собственного капитала, обязательств по кредитам, займам и иных аналогичных обязательств, если указанная деятельность не относится к текущей деятельности согласно учетной политике организации. Финансовыми доходами являются доходы от операций, непосредственно не связанных с производственной деятельностью организации. Как правило, это доходы, которым не соответствуют или для которых отсутствуют соответствующие расходы. Они включают: полученные штрафы, пени, неустойки за нарушения условий договоров; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленную в отчетном году; поступления сумм кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе ранее списанных как безнадежные; стоимость безвозмездно полученных активов; излишки

имущества, выявленные при инвентаризации; суммы дооценки активов.

Не признаются доходами организации поступления от других лиц: налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей; по


 

договорам комиссии, поручения и иным аналогичным договорам в пользу комитента, доверителя и т.п.; в порядке авансов, предварительной оплаты продукции, товаров и других активов, работ, услуг; в счет задатка; в счет залога; активов, в том числе денежных средств, ранее переданных третьим лицам на условиях возвратности, в том числе получаемых в качестве погашения ранее предоставленных кредитов, займов; по договорам долевого строительства; в качестве вкладов в уставный фонд организации, вкладов участников договора о совместной деятельности.

Важнейшей составляющей доходов предприятия является прибыль. За счет прибыли формируется значительная часть финансовых ресурсов предприятий и государства. Размер прибыли в цене товара определяется его качеством, потребительскими свойствами и конъюнктурой рынка.

Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Это связано с тем, что прибыль является одновременно не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов предприятия.

В-третьих, прибыль является одним из важнейших источников формирования бюджетов различных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ. Ставка налога на прибыль в 2013 г. составляет 18 процента.

Действующее в Республике Беларусь налоговое законодательство предусматривает нижеследующий механизм формирования и распределения прибыли предприятия за отчетный год (рис).

 

Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (чистой прибыли) в соответствии с законодательством и учредительными документами предприятие может создавать фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд и другие специальные фонды и резервы. Нормативы отчислений от прибыли в фонды специального назначения устанавливается самим предприятием по согласованию с учредителем. Отчисления от прибыли в специальные фонды производятся ежеквартально.


 

26 .Показатели экономической эффективности предприятия.

Эффективность производства относится к числу ключевых категорий рыночной экономики, которая непосредственно связана с достижением цели развития как каждого предприятия в отдельности, так и общества в целом.

Для оценки и измерения эффективности предприятия используются общепринятые категории и понятия: экономия, экономический эффект и экономическая эффективность.

Экономия – понятие, характеризующее сокращение затрат какого-либо ресурса в процессе производства продукции или оказания услуг. Экономия количественно рассчитывается как разность двух вариантов расходования ресурсов, как разность планового и фактического расхода или как разность расходов в прошедшем периоде к предстоящему и т.п. Экономия измеряется в натуральных и (или) стоимостных показателях.

Экономический эффект – это абсолютный показатель, характеризующий рациональной использование некой совокупности экономических ресурсов, их суммарную экономию. Если экономия может быть выражена в абсолютных, натуральных или стоимостных показателях, то экономический эффект выражается только в стоимостных показателях и его измерителем являются денежные единицы. Основным экономическим эффектом работы предприятия является прибыль.

Экономическая эффективность характеризует результативность производственно- хозяйственной деятельности предприятия, которая определяется путем сопоставления полученных результатов и затрат, расходованных на достижение этих результатов.

Для оценки общего уровня экономической эффективности работы предприятия используются показатели рентабельности: рентабельности продукции и рентабельности производства.

Для выяснения эффективности использования основных средств применяется

фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность.

Фондоотдача определяется как отношение объема продукции (V) в денежном измерении к среднегодовой стоимости основных средств (Ссг), то есть определяет выпуск продукции на 1 р. основных средств.

ФО = Vсг

Ссг

На практике при планировании потребности в основных средствах используется показатель фондоемкости продукции (ФЕ), который рассчитывается по формуле


ФE = Ссг


ФE = 1


Vили ФО.

 

Этот показатель характеризует необходимую сумму основных средств для получения продукции на 1 р.

Уровень обеспеченности работников основными средствами определяется показателем фондовооруженности (ФВ). Он показывает, какая стоимость основных средств приходится на каждого работающего и рассчитывается по формуле

ФВ = Ссг

N ,

где ФВ – фондовооруженность труда, р./чел.;

Ссг – среднегодовая стоимость основных фондов, р.; N – среднегодовая численность ППП, чел.

 

Наиболее распространенными показателями использования всех материальных ресурсов на предприятии являются материалоемкость продукции и обратный ему показатель – материалоотдача.

Материалоемкость (Ме) и материалоотдача продукции (Мо) определяются по формулам


 


 

М е =


МЗ ВП ,


 

М 0 =


ВП МЗ ,


где МЗ – количество израсходованных материальных ресурсов на предприятии; ВП – объем выпущенной продукции.

 

Для машиностроительных предприятий не менее важное значение имеет показатель коэффициент использования металла, который определяется по формуле


 

.м. =


mчист mчерн


,
где mчист – чистый вес детали (изделия);

mчерн – черновой вес детали либо норма расхода материалов на одно изделие. Для измерения производительности труда, эффективности использования трудовых ресурсов в промышленности используются два основных показателя: выработка и трудоемкость. Выработка измеряется количеством продукции, произведенной в единицу

времени или приходящейся на одного среднесписочного работника в год (квартал,

месяц). Рост выработки свидетельствует о повышении производительности труда. Трудоемкость – это затраты рабочего времени на производство единицы продукции. Ростом трудоемкости свидетельствует о снижении производительности труда .

Важнейшим обобщающим показателей экономической эффективности работы предприятия является рентабельность. Рентабельность – это доходность, прибыльность, показатель экономической эффективности деятельности промышленного предприятия, отражающий конечные результаты хозяйственной деятельности. Рентабельность представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него.

В настоящее время предприятия применяют следующие показатели рентабельности:

– рентабельность реализованной продукции, работ, услуг рассчитывается как

отношение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг к себестоимости реализованной продукции, работ, услуг (издержкам обращения). В том случае, если финансовый результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг отрицательный – имеет место убыточность.

– рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг к выручке от реализации товаров, продукции, работ, услуг. В том случае, если финансовый результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг отрицательный – имеет место убыточность.

– рентабельность активов рассчитывается как отношение чистой прибыли (убытка) к стоимости активов организации.

Важнейшими факторами повышения экономической эффективности выступают:

– ускорение научно-технического прогресса, повышение технического уровня производства, производимой и осваиваемой продукции (повышение ее качества), инновационная политика;

– совершенствование воспроизводственной структуры капитальных вложений (приоритет реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий), ускоренное развитие производства высокотехнологичных видов продукции;

– совершенствование развития диверсификации, специализации и кооперирования, комбинирования и территориальной организации производства, совершенствование организации производства и труда на предприятиях и в объединениях;

– разгосударствление и приватизация экономики, совершенствование государственного регулирования, хозяйственного расчета и системы мотивации к труду;

– усиление социально-психологических факторов, повышения ответственности и творческой инициативы работников, всестороннего развития личности, повышение общеобразовательного и профессионального уровня работников, улучшение условий труда и техники безопасности, повышение культуры производства, улучшение экологии.


 

27. Производственная программа предприятия. Обоснование производственной программы.

Планирование представляет собой научное обоснование экономических целей развития предприятия и форм его хозяйственной деятельности и разработку наилучших способов их осуществления с учетом требований рынка при максимальном использовании имеющихся производственных ресурсов. Планирование опирается на фактические, нормативные данные настоящего или прошлого периода, но ориентируется на установление контроля за процессом развития предприятия в будущем.

Планирование производственной программы предприятия представляет собой составление комплексного плана производства и продаже продукции, характеризующего годовой объем, номенклатуру и ассортимент, качество и сроки выпуска требуемых рынку товаров и услуг. Основу плана производства составляют заключенные предприятием

договоры с потребителями, имеющийся портфель заказов, существующая потребность в товарах и услугах

Основными разделами производственной программы являются план производства в натуральном выражении, план производства в стоимостном выражении и план продаж.

При составлении плана производства в натуральном выражении применяются натуральные измерители, которые выражают физический объем выпускаемой продукции конкретных видов (штуки, тонны, метры и др.) и служат основой для установления трудовых и стоимостных измерителей. Во всех случаях единицы измерения должны отражать специфику производства и потребления продукции. Для планирования объема производства однородных изделий, различных по материалоемкости или другому признаку, применяют условно-натуральные измерители. В этом случае применяют одно из однородных изделий, а все остальные приравнивают к нему по тому или иному признаку (как правило, трудоемкости).

В процессе разработки плана производства все расчеты ведутся по номенклатуре и ассортименту. Номенклатура представляет собой укрупненный перечень наименований

продукции, подлежащей выпуску в плановом периоде. Ассортимент – развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.

Производство продукции в натуральном выражении приводится, как правило, по валовому выпуску, т.е. включая продукцию, израсходованную на производственные нужды внутри данной организации и выработанную из давальческого сырья.

Давальческое сырье – это сырье, принадлежащее заказчику и переданное на переработку другим организациям для производства из него продукции в соответствии с заключенными договорами.

Вторым разделом производственной программы является план производства в стоимостном выражении. Связь между натуральными и стоимостными объемами производства осуществляется через систему цен на промышленную продукцию. Стоимостными показателями выпуска продукции выступают валовая, товарная и чистая продукция.

Объем промышленного производства в Беларуси в целом по промышленности и ее отдельным отраслям определяется в стоимостном выражении как сумма данных об объеме промышленной продукции, работ и услуг промышленного характера, произведенном юридическими лицами и их обособленными подразделениями независимо от формы собственности.

Данные об объеме промышленного производства приводятся в фактически действовавших в соответствующем году отпускных ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и других налогов и платежей из выручки. В сводные данные по объему промышленного производства в стоимостном выражении включаются данные об объемах промышленной продукции (работ, услуг), выпускаемой промышленными предприятиями, в том числе малыми, а также подсобными промышленными производствами, состоящими на балансе непромышленных организаций.

Объем промышленного производства определяется без стоимости внутризаводского оборота.

Внутризаводским оборотом считается стоимость той части изготовленных организацией готовых изделий и полуфабрикатов, которые используются внутри данной организации на собственные промышленно-производственные нужды, и


 

стоимость которых в дальнейшем учитывается в составе затрат, включаемых в себестоимость конечной промышленной продукции.

Третьим разделом производственной программы является план продаж, в котором отражаются показатели отгруженной продукции собственного производства.

Объем отгруженных товаров представляет собой стоимость тех товаров, которые произведены предприятием и фактически отгружены (переданы) в отчетном периоде на сторону (другим юридическим и физическим лицам), включая товары, сданные по акту заказчику на месте, независимо от того, поступили деньги на счет продавца или нет.

Данные приводятся в фактических отпускных ценах без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей.

Планируемая производственная программа на каждом предприятии должна соответствовать имеющимся производственным возможностям (производственным мощностям) и безубыточному объему производства.

Минимальный объем производства может быть определен посредством методы безубыточности. Определение точки безубыточности базируется на взаимосвязи денежного выражения объема реализованной продукции (выручки), издержек (затрат) и чистого дохода (прибыли), а также на делении затрат на условно-переменные (затраты на сырье и материалы, комплектующие, полуфабрикаты, основную заработную плату

производственных рабочих и т.д.) и условно-постоянные (налоги, относимые на себестоимость, накладные, прочие, коммерческие). При этом должны быть соблюдены следующие условия:

· издержки являются функцией объема производства, а он равен объему реализации (продаж);

· постоянные издержки остаются одинаковыми для любого объема производства, а переменные на единицу продукции (удельные) изменяются пропорционально объему;

· цена единицы продукции (работ, услуг) не изменяется во времени, а общая стоимость ее реализации является линейной функцией реализуемого количества;

· не только уровень цены реализуемой продукции остается неизменным, но также уровень переменных и постоянных издержек;

· производится только один вид продукции.

Сущность алгебраического метода определения точки безубыточности заключается в следующем: если объем реализации в точке безубыточности принять за х, стоимость реализации (она будет равна издержкам производства) за у, постоянные издержки на весь объем продаж за в, цену единицы товара за р и переменные издержки на единицу продукции (удельные) за а, то можно получить следующие алгебраические выражения:


У = рх


– уравнение реализации


У = ах + в – уравнение издержек производства

Так как по заданным выше условиям издержки являются функцией объема


производства, а он равен объему реализации (продаж), то


рх = ах + в . Следовательно,


безубыточный объем производства может быть определен по формуле:

 

х = в /( р - а ) ,

где а – удельные переменные издержки, руб.; в – постоянные издержки, руб.; р

цена единицы продукции, руб.


 

28 .Производственная мощность предприятия: сущность, методика расчета, пути повышения.

Производственная мощность - максимально возможный объем выпуска продукции, предусмотренный на соответствующий период, в заданных номенклатуре и ассортименте с учетом оптимального использования наличного оборудования и производственных площадей, передовой организации производства и труда.

Производственная мощность зависит количества и производительности действующего оборудования, продолжительности его работы, качества перерабатываемых сырья и материалов, трудоемкости выпускаемой продукции, размера производственных площадей и т.п. При определении производственной мощности не учитываются простои оборудования или недоиспользование производственных площадей, вызванное дефицитом рабочей силы и производственных запасов,

отклонениями в организации производства и т.п.

Производственная мощность определяется в тех же единицах, в каких измеряется объем производства продукции. Например, производственная мощность завода шестерен измеряется в количестве шестерен; тракторного завода — в количестве тракторов; угольной шахты — в млн. тонн угля и т.д.

Производственная мощность рассчитывается по ведущим производственным цехам, участкам и оборудованию с учетом сложившейся кооперации и мероприятий по ликвидации «узких мест». К ведущему подразделению относятся подразделения, в которых выполняются основные технологические операции по изготовлению плановой продукции. Под "узким местом" понимается несоответствие производственной мощности отдельных цехов, участков, агрегатов возможности ведущего оборудования. Возникновение узкого места является следствием несопряженности между цехами, участками или группами оборудования. Устранение узкого места осуществляется по плану организационно-технических мероприятий, который разрабатывается в двух направлениях, т. е. с учетом и без учета привлечения дополнительных капитальных

вложений. Ко второму направлению относятся мероприятия по вводу неустановленного оборудования, увеличению сменности работы оборудования, привлечению дополнительной рабочей силы, расширению многостаночного обслуживания, сокращению внутрисменных простоев, перераспределению деталей на взаимозаменяемое оборудование с меньшим уровнем го использования.

В общем виде производственная мощность может быть определена по следующим формулам:

ПМ = n × Нт × Фэф

где ПМ — производственная мощность подразделения (цеха, участка); n — количество единиц одноименного ведущего оборудования, ед.; Нт — часовая техническая (паспортная) мощность единицы оборудования, ед.; Фэф — эффективный фонд времени работы оборудования, часов.

Ф

ПМ = эф

t ,

где t – трудоемкость изготовления единицы продукции.

Производственная мощность цеха (участка), оснащенного однотипным оборудованием, может быть определена по формуле:


 

ПМ =


Фэф


´ k ´ n

t ,


где k – коэффициент, учитывающий уровень использования производственной мощности машины (оборудования, агрегата, станка).

При расчете производственной мощности предприятий машиностроения, заводов

по производству строительных материалов, текстильных, швейных и обувных фабрик, предприятий пищевой промышленности и некоторых других также необходимо учитывать производственные площади. Расчет выполняется по формуле:

ПМ = Sn× Ф : t

S
эф

н

где Sп — полезная площадь цеха, м2; Фэф — эффективный фонд времени использования производственной площади цеха, час.; t — трудоемкость изготовление одного изделия, час.


 

Производственная мощность – величина переменная. Она зависит от результатов технического и организационного совершенствования производства, изменения трудоемкости производимой продукции и т.д.

Для определения соответствия производственной программы мощностям

рассчитывается показатель среднегодовой производственной мощности путем прибавления к мощности на начало года среднегодового ввода мощности и вычитания среднегодового ее выбытия:


 

ПМ = ПМ


+ å ПМ вв × n1 - å ПМ выб × п2


с. г. вх 12 12

где ПМс.г. - среднегодовая производственная мощность; ПМвв -производственная

мощность на начало года (входная); ПМвыб. - мощность, выбывшая в течении года; п1 и п2 – количество полных месяцев до конца года с момента соответственно ввода и выбытия мощностей.; 12 — количество месяцев в году.

Уровень использования производственной мощности характеризуется рядом

показателей. Основной из них – коэффициент использования производственной мощности. Он определяется отношением объема продукции, произведенной за определенный период времени, к среднегодовой производственной мощности за этот же период:

k = Пвып


исп ПМ


 

сг. ,


где kисп – коэффициент использования производственной мощности по плану или фактически; Пвып. – выпущенная продукция в натуральном выражении (по плану или фактическая); ПМсг. – среднегодовая производственная мощность.

Для установления степени соответствия мощностей различных цехов (участков, агрегатов) определяется коэффициент сопряженности ведущего звена предприятия и остальных производственных звеньев. Коэффициент сопряженности рассчитывается по формуле:


 

Кс =


ПМ 1

ПМ 2


где Кс — коэффициент сопряженности; ПM1 и ПМ2 — мощность ведущих цехов и участков

Использование производственной мощности можно оценить и с помощью коэффициента загрузки оборудования, который выявляет излишнее или недостающее оборудование. Он рассчитывается как отношение фактически используемого фонда

времени (в станко-часах) всего оборудования или его групп к наличному фонду времени по тому же кругу оборудования за тот же период.

При обосновании проектов машиностроительных заводов коэффициент загрузки оборудования определяется как отношение расчетного количества станков или машин к принятому его количеству.

Для улучшения использования и дальнейшего наращивания производственных мощностей необходимо:

сокращать внутрисменные и целосменные простои парка основного технологического оборудования;

уменьшить количество излишнего оборудования и быстро вовлекать в производство неустановленное оборудования;

повышать фондоотдачу путем внедрения новых, более прогрессивных средств труда и технологий;

модернизировать действующий парк основного технологического оборудования;

совершенствовать структуру основных производственных фондов.


 

29 .Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности на предприятии. Современные методы оценки экономической эффективности инвестиционных проектов.

 

Инвестиции — денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях достижения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.

Процесс формирования и реализации инвестиционных ресурсов называется инвестиционной деятельностью. Инвестиционная деятельность представляет собой совокупность практических действий граждан, юридических лиц и государства, направленных на расширение капитала, получение прибыли и удовлетворение потребностей. Инвестиционная деятельность может осуществляться на основе частной и государственной собственности.

Субъектами инвестиционной деятельности могут выступать государство, белорусские и иностранные физические и юридические лица. Они сами принимают

решения о выборе объектов инвестиций. Объектами инвестирования могут быть основные и оборотные фонды, ценные бумаги, интеллектуальные ценности, научно- техническая продукция, земля и природные ресурсы.

В соответствии с указанными законами запрещается инвестирование объектов, которые не соответствуют требованиям норм безопасности, санитарно-гигиеническим и экологическим нормам.

Собственник инвестиционных ресурсов называется инвестором. Наряду с инвесторами в инвестиционной деятельности выступают субинвесторы и участники.

Субинвесторы - юридические и физические лица, которые осуществляют организацию и управление инвестиционной деятельностью на всех этапах её реализации по договору с инвестором и действуют от его имени. Участники инвестиционной деятельности — исполнители заказов или поручений инвесторов и субинвесторов.

Успех инвестиционной деятельности зависит от политики предприятия в этой области. Здесь важно всё: выбор направлений инвестиционной деятельности; инновационная стратегия; рациональное использование инвестиционных ресурсов;

организация инвестиционной деятельности; инвестиционный климат и т.д. Особое значение имеет гарантия прав инвестора.

В зависимости от размеров инвестирования инвестиции могут классифицироваться на прямые и портфельные. ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ - вложения, сделанные юридическими и физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или уставного капитала предприятия. Прямые инвестиции могут быть осуществлены не только в сферу производства материальных благ, но и в другие сферы.Портфельные инвестиции— инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Портфельные инвестиции представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.

Показатели оценки эффективности инвестиций делятся на статические и динамические.

Статические показатели не учитывают фактор времени и их применение более целесообразно для оценки эффективности краткосрочных проектов. К основным статическим показателям экономической эффективности инвестиционных проектов относят срок окупаемости и простую нормы рентабельности инвестиций.

Срок окупаемости инвестиций (Payback period (PP)) - это количество лет, в течение которых инвестиции возвратятся в виде чистого дохода. Алгоритм расчета срока окупаемости зависит от равномерности распределения планируемых доходов (investment capital –IC), получаемых от реализации инвестиций (profit - P). Здесь возможны два варианта.

Первый, в котором получаемый доход от инвестиций распределяется по годам равномерно. В том случае срок окупаемости рассчитывается делением инвестиций (затрат) (IC) на величину годового дохода (Pt):


 


 

PP =


IC

Pt .


Второй вариант предусматривает, что доход от инвестиций по годам срока окупаемости распределяется неравномерно. В этом случае срок окупаемости рассчитывается прямым подсчетом числа лет, в течение которых будут погашены полученным доходом.


 

PP = +


ICост

*


P t ,

где nц – число целых лет периода возврата инвестиций, ICост – оставшаяся сумма

*