Шунтовой режим

Шунтовым режимом называется такое состояние исправной РЦ, при котором наложение поездного шунта в любом месте участка пути вызывает выключение путевого реле.

В шунтовом режиме путевое реле должно быть надежно выключено при самых неблагоприятных условиях его работы, т.е. через него может проходить сигнальный ток, но он должен быть меньше тока выключения реле. Протекание сигнального тока через приемник (реле) вызывается неполным шунтированием сигнального тока Iс поездным шунтом.


Способность РЦ зафиксировать наличие на ней подвижного состава (выполнить шунтовой режим) составляет основу обеспечения безопасности движения поездов в системах жд. автоматики. Состояние РЦ «ложная свободность» должно быть исключено.

Для выполнения шунтового режима требуется, чтобы при неблагоприятных условиях фактический уровень сигнала на входе приемника (реле) должен быть менее величины надежного выключения приемника (реле).

При этом коэффициент шунтовой чувствительности

 

Кш = Up.но/Up.фак > или = 1,

 

где Up.но – напряжение надежного отпадания

Up.фак – фактическое напряжение в шунтовом режиме

Величина сопротивления поездного шунта определяет уровень сигнального тока в путевом реле и зависит от многих факторов, в частности от веса подвижного состава, количества осей, загрязненности рельсов и др. Для оценки работы РЦ в шунтовом режиме принята величина нормативного шунта, равная 0,06 Ом. Проверка шунтовой чувствительности РЦ осуществляется путем наложения на рельсы испытательного шунта (специальной конструкции) с сопротивлением указанной величины.

Чем меньше сопротивление поездного шунта, тем меньше падение напряжения на рельсах в месте наложения шунта, и, следовательно на П.

Шунтовая чувствительность РЦ зависит от места наложения поездного шунта. Для РЦ переменного тока низких частот (25,50,75 Гц) и РЦ постоянного тока наихудшие условия для шунтового режима создаются при наложении шунта на концах рельсовой линии.

При максимальном сопротивлении рельсовой линии, минимальном сопротивлении балласта (например, влажный балласт) и минимальном напряжении ИП создаются наиболее благоприятные условия, т.к. через П будет протекать наименьший остаточный ток.

В шунтовом режиме РЦ путевой приемник П должен быть надежно выключен, в том числе при самых неблагоприятных условиях.

К важнейшим параметрам путевого реле П относится коэффициент возврата Кв, равный отношению тока (напряжения) «отпускания» якоря реле к току (напряжению) «полного подъема» при котором создается, заданное для данного типа реле, контактное давление.

Кв называют «коэффициентом безопасности» потому, что от величины Кв зависит реакция на шунт РЦ подвижным составом, т.е. шунтовая чувствительность РЦ.