Вопрос. ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ

Гештальтпсихология (от нем. gestalt – «образ, форма») – направление в западной психологии, которое возникло в Германии в первой трети XX в., выдвинувшее программу исследования психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам. Гештальтпсихология (Г.) выступила против выдвинутого структурной психологией (В. Вундт, Э. Б. Титченер и др.) принципа разделения сознания на отдельные элементы и построения из них по основам законов ассоциации или творческого синтеза сложных психических феноменов. Мысль о том, что внутренняя, системная организация целого обеспечивает свойства и функции составляющих его частей, была применена первоначально к экспериментальному изучению восприятия (преимущественно зрительного). С помощью этого можно изучить ряд важных составляющих восприятия: константность, структурность, зависимость образа предмета («фигуры») от его непосредственного окружения («фона») и др.

При анализе интеллектуального поведения была прослежена роль сенсорного образа в составлении двигательных реакций. Построение этого образа трактовалось особым психическим актом постижения, быстрого схватывания отношений в воспринимаемом поле. Эти положения Г. противопоставила бихевиоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации перебором «слепых» двигательных проб, которые случайно приводили к удачному решению. При изучение процессов человеческого мышления основной акцент был сделан на преобразовании («реорганизации», новой «центрировки») познавательных структур, благодаря которому эти процессы приобретают продуктивный характер, который отличает их от формально-логических манипуляций, алгоритмов и т. п. Хотя идеи Г. и полученные ею результаты способствовали развитию знания о психологических процессах (прежде всего категории психического образа), а также привели к утверждению системного подхода, ее идеалистическая методология (восходящая к феменологии) препятствовала научному, причинному анализу этих процессов. Психические «гештальты» и их преобразования трактовались как свойства индивидуального сознания, зависимость которого от предметного мира и деятельности центральной нервной системы представлялась по типу изоморфизма (структурного подобия), являющегося вариантом психофизического параллелизма. Главные представители – немецкие психологи М. Вертхеймер, К. Коффка. Близкие к ней общенаучные позиции принадлежали К. Левину и его школе, которые распространяли принцип системности и идею приоритета целого в меняющихся психических образованиях на мотивацию поведения человека.

Другие представители: К. Гольдштейн – сторонник «холизма» (целостности) в патопсихологии, Ф. Хайдер, который ввел понятие о гештальте в социальную психологию с целью трактования межличностного восприятия и др.