АПР особого положения.

Помимо чрезвычайного положения действующее законодательство и административная практика предусматривают возможность введения иных видов особых правовых режимов, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций криминогенного, природного, экологического и техногенного характера, которые получили условное название особое положение.

Эти режимы могут устанавливаться федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. В случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей Правительство РФ или органы исполнительной власти субъектов РФ вправе ввести на отдельных территориях или в населенных пунктах особые условия хозяйствования и режимы жизнедеятельности населения.

Согласно Федеральному закону «О борьбе с терроризмом» особый правовой режим устанавливается и в зоне проведения контртеррористической операции, предусматривающий такие меры, как ограничение свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и др. Поддержание этого режима обеспечивает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

В последнее время широкое распространение получила практика введения органами исполнительной власти субъектов РФ режимов чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера. При этом они руководствуются федеральными законами «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», постановлениями Правительства РФ.

Данные правовые акты не предусматривают возможность введения какого-либо особого режима, но устанавливают отдельные административные меры, в том числе носящие ограничивающий характер, которые могут быть использованы органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации (ЧС). К таким мерам относятся:

1) проведение эвакуации;

2) остановка деятельности организаций, находящихся в зоне ЧС;

3) проведение аварийно-спасательных и других неотложных мероприятий;

4) ограничение доступа людей в зону ЧС;

5) использование средств связи, транспорта и иного имущества организаций, находящихся в зоне ЧС;

6) привлечение на добровольной основе населения к проведению аварийно-спасательных работ;

7) усиление охраны общественного порядка в зоне ЧС.

Особый режим позволяет комплексно применять указанные средства, направляет их на достижение единой цели. Режим помогает добиться реального исполнения вводимых запретов и ограничений, контролировать порядок реализации принятых предписаний, создать организационно-правовой механизм, адекватный остроте ЧС.