Внешнеэкономическая политика государств. Формы протекционистской политики государства
На протяжении нескольких столетий возникали споры т поводу того, необходимо ли регулирование внешней торговли и других форм МЭО или нет. Сторонники свободной торговли считают недопустимым какое-либо вмешательство в рыночный механизм саморегулирования, т.к. регулирование государством рынка, по их мнению, приводит к замедлению экономического роста, к увеличению налогового бремени на потребителя (вследствие введения тарифов) и другим негативным последствиям. А свободная торговля обеспечивает наиболее эффективный выбор вариантов международного разделения труда вследствие прямого сравнения национальных издержек производства с международными, развивает конкурентоспособность товаров и, как следствие всего этого, повышает жизненный уровень населения.
Приверженцы государственного вмешательства в МЭО считают, что политика протекционизма (государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных методов) защищает интересы молодой национальной промышленности, стимулирует отечественного производителя, увеличивает доходы бюджета (вследствие введения тарифов), обеспечивает занятость населения, его высокий жизненный уровень, защищает национальную безопасность.
Государства могут придерживаться политики свободной торговли, открывающей внутренний рынок для иностранной конкуренции, политики протекционизма, защищающей внутренний рынок от иностранной конкуренции или умеренной торговой политики, в каких-то пропорциях сочетающей элементы свободы торговли и протекционизма. На практике внешнеэкономическая политика, как правило, сочетает и политику либерализации, и политику протекционизма.
Торговые ограничения вызываются многими причинами. Международная специализация в производстве - выгодное дело, но она имеет свои границы. Дело в том, что международные отношения - весьма сложный и часто трудно предсказуемый спектр связей, экономических и политических действий. Свое участие в международном разделении труда государства определяют с учетом множественности национальных интересов. Углубляясь в международную специализацию производства, государства, тем не менее оставляют за собой определенный «запас прочности» в развитии неспециализированных производств. Политические мотивы могут повлиять на торгово-экономические отношения в любой момент и тогда возникнут проблемы с производством одних товаров и сбытом других. Если страна будет располагать определенным внутренним потенциалом для производства ранее импортируемого товара или его заменителей, она легче преодолеет возникшие трудности. Поэтому для защиты интересов отечественного производства государства вводят ограничения на импорт иностранных товаров.
Поскольку издержки специализированного производства обычно ниже, чем неспециализированного, для выравнивания цен на собственную и импортную продукцию на импортные товары устанавливаются процентные надбавки в цене, получившие название таможенных пошлин. Обычно пошлины на отдельные товары систематизируются и сводятся в единый перечень, в таком случае речь идет о таможенных тарифах.
В целом, инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные - те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы.
Таможенный тариф (пошлина) - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара.
В зависимости оттого, накладываются ли таможенные пошлины на импортируемый, экспортируемый или проходящий транзитом товар, они называются соответственно импортными, экспортными или транзитными.
По способу взимания таможенные пошлины подразделяются на адвалорные (начисляются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров), специфические (начисляются в установленном размере на единицу облагаемого товара) и комбинированные (сочетают оба названных вида таможенного обложения).
Таможенные пошлины используются в целях получения государством дополнительных финансовых средств, регулирования внешнеторговых потоков или защиты национальных производителей. Они относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования МЭО. Однако наряду с тарифами существуют и нетарифные методы регулирования мировой торговли.
Нетарифные методы регулирования включают широкий круг инструментов современной экономической и торговой политики государств. Их можно подразделить на 3 вида: количественные, технические (скрытые) и финансовые.
К количественным методам регулирования относятся;
• квотирование (квота - количественное ограничение экспорта или импорта товара). Специфический тип квотирования, который полностью запрещает торговлю, называется эмбарго;
• лицензирование - регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственными органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени;
• «добровольные» ограничения экспорта - количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.
К техническим (скрытым) методам регулирования относятся:
• технические барьеры (требования о соблюдении национальных стандартов, требования к упаковке и маркировке, санитарные и ветеринарные нормы и т.д.);
• административные проволочки;
• требования о содержании местных компонентов и др.
К финансовым методам регулирования относятся:
• субсидия - денежная выплата, направленная на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта;
• таможенная оценка;
• демпинг- продвижение товара на внешний рынок за счет снижения экспортных квот ниже нормального уровня цен, существующего в этих странах. Демпинг запрещен как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга.
Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также выполнения международных обязательств. Также в настоящее время основной тенденцией является либерализация экономики, т.е. постепенное снижение таможенных пошлин.