Антиинфляционная политика государства и ее инструменты

Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

Денежные реформы - это преобразование денежной системы с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежные реформы могут быть полными и частичными и осуществляться разными методами в зависимости от экономического и политического положения страны, степени обеспечения денег.

Различают несколько видов денежных реформ в зависимости от их целей:

· образование новой денежной системы (например, с переходом от биметаллизма к монометаллизму);

· частичное преобразование денежной системы (порядок эмиссии, масштаба цен, наименование денежной единицы, виды денежных знаков);

· относительная стабилизация денежного обращения с целью сдерживания инфляции.

Стабилизация денежного обращения проводилась с помощью следующих методов:

– нуллификация;

– девальвация.

– ревальвация

– деноминация.

По методам проведения все денежные реформы делятся на три типа:

– обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги с целью резкого уменьшения денежной массы;

– временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей;

– сочетание первого и второго методов денежных реформ, который получил название «шоковой терапии».

Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В основном оформились два направления антиинфляционной политики:

- дефляционная политика (или политика регулирования спроса);

- политика доходов.

Дефляционная политика - это методы по ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки, ограничения денежной массы и т.д. Дефляционная политика вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления, поэтому правительства, как правило, проявляют сдержанность при ее проведении.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и зарплатой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. Но по социальным мотивам эта политика применяется редко, так как с отменой ограничений рост цен, как правило, ускоряется.

Основным средством антиинфляционной политики признано таргетирование, более 20 лет использующееся в развитых странах. В практике проведения антиинфляционной политики в развитых странах сложилось три основные системы таргетирования:

- установление целевых ориентиров изменения валютного курса;

- установление целевых ориентиров изменения денежных агрегатов;

- установление целевых ориентиров изменения инфляции.