Материализм.

Материалистическими можно считать все представления об обществе, которые признают в качестве основополагающих связей, соединяющих людей в единое целое, связи объективно существующие, но таковыми могут быть и чисто природные связи. Это позиция вульгарного материализма и она вполне вписывается в парадигму натурализма. Своеобразной социальной материей марксизм считает общественное бытие людей. Именно материальное производство образует основу общества, а его изменения определяют в конечном счете изменения, происходящие во всех других сферах общественной жизни.

По мнению Маркса, люди вступают в отношения друг с другом в процессе общественного производства и воспроизводства своей жизни. Главными, определяющими все другие, являются производственно-экономические отношения. Материальность этих отношений, также как и производственно-технологических, и семейно-бытовых отношений, заключается в том, что они могут складываться и существовать независимо от общественного сознания и влиять на него. Система материальных отношений лежит в основе всех других связей, объединяющих людей в «социальный организм».

Не отрицая субъективного фактора в истории, марксизм признает закономерный характер развития общества, рассматривая мировую историю как естественно-исторический процесс развития и смены общественно-экономических формаций. Вся человеческая история есть результат деятельности людей, обладающих сознанием, но люди в своей деятельности вынуждены считаться с объективными условиями, например, природно-климатическими, с достигнутым уровнем развития производительных сил и сложившимися отношениями собственности, исторически назревшими потребностями общественного развития. Объективные обстоятельства, таким образом, детерминируют направления и рамки человеческой деятельности. Их игнорирование не позволяет людям успешно решать стоящие перед ними экономические, политические и другие задачи.

К материалистической парадигме можно отнести и современные концепции технологического детерминизма, авторы которых приписывают решающее значение в общественном развитии изменению технической и технологической сторон производства. В соответствии с технологическим детерминизмом, созданная и создаваемая человеком техническая цивилизация обладает независимостью от него. Техника и технология, таким образом, искусственно обособляется от общественных отношений, ставится в один ряд с явлениями природы и рассматривается как надчеловеческая и надсоциальная реальность, обладающая своими собственными законами развития. Технологический детерминизм присущ в той или иной мере концепциям индустриального, постиндустриального, технотронного и информационного общества, ставящих общественно-историческое развитие в прямую зависимость от технико-технологических изменений в производстве.

Сравнение этих теоретических подходов показывает, что нельзя переоценивать значение тех или иных сторон жизни людей, абсолютизируя их. Но нельзя и недооценивать, игнорировать некоторые из них, не видеть их зависимости друг от друга, включенности в системные связи, которые присущи обществу как целостному образованию. Подавляющее большинство современных концепций об обществе, при всех имеющихся между ними различиях, едины в том, что общество - это целостное системное образование.