В результате, исследование бытия - это только предпосылка осмысления единства мира.

 

Познание: природа, структура, функции. Познание как «отражение» и познание как «конструирование» действительности. Познание и понимание.

 

Человек, как отметил Аристотель, всегда стремился к знанию. Со временем появилась специальная дисциплина, которая занималась разработкой методов и средств познания, - гносеология. Сам термин возник во второй половине ХIХ века, но как наука была известна еще в древней Греции.

Идеалом научно-познавательной действительности в XVIII-XIX в.в. было полное устранение познающего субъекта из научной карты мира, изображение мира «самого по себе» не зависимо от средств и способов которые применялись при получении необходимых для его отношения сведений. В конце XIX-XX в. начался переход к новому типу рациональности, который исходя из того, что познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него. Естествознание XX в. показало неотрывность субъекта, исследователя от объекта, зависимость знания от методов и средств его получения.

Существует два типа познания: 1. познание обыденного сознания – это чувственное познание, в котором Аристотель выделяет следующие ступени и стороны: ощущения, м.б. животным и человеческим чувством; память с помощью которой сохраняются ощущения. В результате обыденного познания формируется только эмпирическое знание т. к. путь этого познания лежит от ощущений и восприятий, через накопленные памятью представления формируется определенный опыт и ничего внешнего не добавляется, опыт просто складывается из непроизвольных ассоциаций памяти. 2. познание сознания – среди видов этого познания можно выделить философское познание – это познавательная деятельность человека, которая в процессе познания не пользуется ни какими техническими средствами, такими как телескоп или микроскоп, а использует методы абстрактного мышления, понятия и категории, введенные предшествующими поколениями.

Структуру знания можно представить так: 1. Субъект познания – мыслящий человек. 2. Язык – система символов (словарь) и правил их комбинирования в форме предложений. 3. Система правил деятельности с определенными объектами. 4. Правила соотнесения языковых выражений (понятий и предложений) с различными объектами или видами действий. 5. Действия, соответствующие правилам пункта 3. 6. Система соответствующих объектов, обозначаемых определенными языковыми символами.

Таким образом, знания имеют не двухчленную знаковую структуру, например «знаковые системы – ощущения» как думали Беркли и Юм или «знаковые системы – явления», как думал Кант, а многочисленную структуру, включающую ряд подсистем, важнейшей из которых является активная преобразовательная деятельность человека.