Циолковский К.Э.

Наряду с научно-техническими аспектами освоения космоса, Ц. разработал "космическую философию" - монизм, противополагаемый им как религиозному дуализму духа и тела, так и "пессимистическому" материализму, не отвечающему на вопрос о вселенских целях жизни. Исходя из предпосылки относительной жизненной чувствительности и одушевлённости всех форм и ступеней материи, Ц. строил свою монистическую доктрину вокруг идеи "атома" - бессмертного элементарного существа, которое претерпевает различные судьбы, путешествуя из одного конгломерата или организма к другому. Отсюда же вытекает "космическая" этика Ц.: обмен атомами в космосе понуждает все разумные существа к нравственной круговой поруке и к заботе о мировом целом, где атомы рассеиваются и курсируют после исчезновения их обладателя. Объективным добром "космическая" этика признаёт процессы усложнения и стратификации во Вселенной, поскольку блаженство атомов обеспечивается их пребыванием в сложных, благоустроенных организмах. Наличное состояние космоса свидетельствует, по Ц., о торжестве творческих сил жизни и разума над уравнительными тенденциями и над тягой материи к абсолютной организации, что означало бы "конец мира". С этой точки зрения космологический процесс предстаёт у Ц как ряд циклических усовершенствований бытия. Разумные существа, населяющие Вселенную давно наладили благополучный ход космической эволюции, а Земля с её муками биологического и социального становления оставлена ими как своего рода заповедник для естественного обновления жизненных форм, и участь Земли исключительна.

Циолковский был энтузиастом и идеологом космического расселения человечества в Солнечной системе и других звёздных мирах; в отдалённом будущем предполагалась полная биохимическая перестройка обитателей Земли и превращение их в разумные "животно-растения", непосредственно перерабатывающие Солнечную энергию. Таким образом, носители разума в будущем максимально эмансипируются от среды обитания.

Космическая утопия Циолковского (которую можно рассматривать в русле т.н. русского космизма в связи с идеями В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского и др.) - первая попытка систематического изложения проблем, характерных для начала "космической эры": о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную; в ней предвосхищены некоторые современные космологические теории и кибернетические идеи.

(Ц. не раз говорил, что основные идеи его концепции о космических путешествиях сформировались под сильнейшим воздействием научно-фантастической литературы).