Тенденции развития техники
При определении тенденций развития данной области техники принимается во внимание следующее:
направленное изменение потребительских свойств продукции; | |
наличие научно-технического задела, в частности патентов, развивающих первоначальное техническое решение; | |
изменения в технической политике и другие факторы. |
Для выявления тенденций развития техники необходимо выполнить следующие операции:
определение номенклатуры потребительских свойств функционально однородного вида исследуемых объектов, в том числе свойств, наиболее подверженных изменениям; | |
определение возможных направлений развития данного вида объектов /принципиальных технических решений/, обеспечивающих улучшение их потребительских свойств; | |
анализ информации по каждому направлению с целью определения динамики развития. |
Основные методы определения тенденций базируются на анализе:
изобретательской активности промышленно развитых стран; | |
направлений технических поисков ведущих фирм в обновлении выпускаемой на рынке продукции; | |
изменений потребительских свойств видов техники. |
При анализе изобретательской активности все отобранные при поиске изобретения систематизируются по целям изобретения /улучшаемым потребительским свойствам/ и средствам достижения этих целей /техническим решениям/. Результаты представляются в виде таблица "цель-средство". Построенная таким образом таблица позволяет в наглядной и компактной форме отобразить все основные технические направления разработки объекта исследования.
Правильно сформулированная цель изобретения, дополненная указанием средств ее достижения, по существу характеризует одно из возможных направлений совершенствования объекта исследований. Когда массив информации по каждому направлению превышает 50 изобретений, тенденции определяются путем изучения динамики патентования.
При анализе научно-технической деятельности фирм необходимость определения тенденций вызвана прежде всего тем, что требуется знать, в каком направлении та или иная конкретная фирма ведет научно-технические поиски совершенствования выпускаемой продукции, каков технический результат этих поисков, каковы средства и этапы реализации этих результатов в продукции фирм. Данный метод основывается на выявлении хронологической последовательности качественных изменений в технических средствах совершенствования ОТ и ее увязке в с производственной и коммерческой деятельностью фирмы.
Анализ проводится в следующей последовательности:
блок отобранных патентов и других документов распределяется по фирмам в хронологическом порядке приоритетных дат /дат публикации/ и путем анализа защищаемых технических решений, дополненного сведениями теоретического и коммерческого характера, выявляются наиболее значимые патенты, т.е. те, которые защищают принципиальные технические решения в ОТ, а также определяются качественные этапы их разработки и реализации в продукции фирм; | |
оценивается перспективность выявленных тенденция для собственных разработок, а также определяются тенденции, которые исчерпали себя в техническом развитии и сменились новыми. |
Процесс развития техники воспринимается, прежде всего, в показателях изменений ее потребительских свойств. По существу, изменение потребительских свойств отражает изменение потребностей общества и рост технических возможностей для их удовлетворения. Следовательно, прогрессивность той или иной тенденции можно оценивать по темпу изменений потребительских свойств техники, в которой используются технические решения.
Первой операцией описываемого метода является определение перечня /номенклатуры/ потребительских свойств объекта техники.
За основу перечня потребительских свойств принимаются показатели, приводимые в технико-экономических характеристиках объектов данного класса. Вторая операция - сбор данных по достигнутым значениям потребительских свойств. Он, как правило, проводится по статьям в периодических журналах, каталогам, справочникам, рекламным публикациям. Глубина поиска - не менее 10 лет.
Третья операция - анализ собранных данных. Найденную информацию распределяют по направлениям развития, а внутри каждого направления - по годам публикации. Затем для каждого потребительского свойства строят кривые динамики роста во времени.