Качества руководителя

 

Теория Файоля дает четкое представление о задачах руководителя: смотреть в будущее (кто-то в организации должен планировать, делать прогноз); организовывать; согласовывать свои предложения с предложениями руководителей других подразделений; руководить коллективом, следовательно, постоянно поддерживать контакты с подчиненными, знать их нужды и желания, помогать, реализовывать в работе их надежды и стремления. Файоль был убежден, что административные способности нельзя развить, получив только специальное образование. Не только знания, но и способности, индивидуальные особенности руководителя способствуют (или препятствуют) результатам работы руководителя.

Руководитель, по Файолю, должен быть лидером - человеком, который своим примером вдохновляет подчиненных, стимулирует их деятельность в целях решения задач организации благодаря хорошему знанию дела и коллектива подчиненных, постоянному контакту с подчиненными и широкому видению всего, что происходит вокруг. Короче говоря, такой менеджер представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия.

Так, два менеджера осознают важность умения быть лидером, изучают один и тот же материал и тем не менее только один из них благодаря присущим лишь ему качествам может добиться подчинения своих сотрудников, а другой никогда не справиться с этой задачей.

Важное значение в теории управления, обоснованное А.Файолем заключается также в положении об оптимальном соотношении организаторских (административных), технических и социальных способностей и знаний у лиц, работающих на крупном предприятии, которые приводится в таблице 3.1.

 

Таблица 3.1

 

Номер п/п Уровень руководства Администраторские Технические Социальные  
1. 2. 3. 4. 5. 6. Директор Технический директор Заведующий отделением Начальник мастерской Мастер Рабочий

 

Последователями Файоля являлись Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Альфред П. Слоун, Г. Черч и другие.

А. Урвик в своих работах уделял большое внимание разработки основных функций администрирование к ним он относил: планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета.

В работах Вебера рассматривались вопросы создания бюрократического типа организации. По его мнению бюрократический тип организации способствует наибольшей эффективности производства. Вебер считал, что в организации должна быть хорошо разработана система распределения власти, полномочий и т.д.

В работах Г. Черча главное внимание уделялось структурным вопросам производства и управления на предприятии, общим правилам организации труда, в том числе управление труда. Черч делил весь производственный процесс на ряд функции, необходимых для осуществления конечной цели. «Производство, - считал он, - есть синтез проектирования, оборудования, распорядительства, учета и оперирования.