Внешние (привлеченные) источники собственных средств
Предприятия могут привлекать собственные средства путем увеличения уставного капитала за счет дополнительных взносов учредителей или выпуска новых акций. Возможности и способы привлечения дополнительного собственного капитала существенно зависят от правовой формы организации бизнеса.
Акционерные общества, испытывающие потребность в инвестициях, могут осуществлять дополнительное размещение акций по открытой или закрытой подписке (среди ограниченного круга инвесторов).
В общем случае первичное размещение акций предприятия по открытой подписке (Initial Public Offering — IPO) представляет собой процедуру их реализации на организованном рынке с целью привлечения капитала от широкого круга инвесторов.
Финансирование за счет эмиссии обыкновенных акций имеет следующие преимущества:
этот источник не предполагает обязательных выплат, решение о дивидендах принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров;
акции не имеют фиксированной даты погашения — это постоянный капитал, который не подлежит «возврату» или погашению;
проведение IPO существенно повышает статус предприятия как заемщика (повышается кредитный рейтинг, по оценкам экспертов, стоимость привлечения кредитов и обслуживания долга снижается на 2—3 % годовых), акции могут также служить в качестве залога по обеспечению долга;
обращение акций предприятия на биржах предоставляет собственникам более гибкие возможности для выхода из бизнеса;
повышается капитализация предприятия, формируется рыночная оценка его стоимости, обеспечиваются более благоприятные условия для привлечения стратегических инвесторов;
эмиссия акций создает положительный имидж предприятия в деловом сообществе, в том числе — международном, и т. д.
К общим недостаткам финансирования путем эмиссии обыкновенных акций следует отнести:
предоставление права участия в прибылях и управлении фирмой большему числу владельцев;
возможность потери контроля над предприятием;
более высокая стоимость привлеченного капитала по сравнению с другими источниками;
сложность организации и проведения эмиссии, значительные расходы на ее подготовку;
дополнительная эмиссия может рассматриваться инвесторами как негативный сигнал и приводить к падению цен в краткосрочной перспективе.
Осуществление IPO требует значительных расходов. Единовременные издержки по организации IPO, как прямые (оплата услуг финансового консультанта, андеррайтера, юридических и аудиторских фирм, биржи, регистратора, маркетинговых агентств и т. п.), так и косвенные (расходы на реорганизацию систем управления и контроля, финансовых потоков, продвижение бренда компании) могут быть довольно значительными — от 7 до 20% от привлеченных средств.
Наконец, низкая емкость отечественного фондового рынка не позволяет привлечь значительные объемы средств.
В целом в настоящее время украинским предприятиям выгоднее привлекать займы, которые в сложившихся условиях представляют собой более дешевый, простой и эффективный способ привлечения капитала.