Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и продаж продукции

Изучив динамику и выполнение плана по выпуску и реализации продукции, необходимо установить факторы изменения ее объема. На изменение объема реализации продукции влияют два фактора это изменение объема выпуска товарной продукции и изменение остатков нереализованной продукции.

Вначале анализируют баланс товарной продукции.

Если выручка на предприятии определяется по отгрузке товарной продукции, то баланс товарной продукции будет иметь следующий вид:

ГПн+ТП=РП=ГПк

Отсюда РП= ГПн+ТП- ГПк.

Если выручка определяется после оплаты отгруженной продукции, то товарный баланс можно записать таким образом:

ГПн+ТП+ОТн=РП+ОТк+ГПк.

Отсюда

РП=ГПн+ТП+ОТн-ОТк-ГПк,

где ГПн, ГПк – соответственно остатки готовой продукции на складах на начало и конец периода;

ТП – стоимость выпуска товарной продукции;

РП – объем реализации продукции за отчетный период;

ОТн , ОТк – остатки отгруженной продукции на начало и конец периода.

Расчет влияния данных факторов на объем реализации продукции производится сравнением фактических уровней факторных показателей с базовыми данными и вычислением абсолютных и относительных приростов каждого из них. Для изучения влияния этих факторов анализируется баланс товарной продукции

Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства и реализации продукции. Их можно объединить в три группы:

1) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность их использования;

2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования;

З) обеспеченность производства сырьем и материалами и эффективность их использования:

Определение величины резервов по первой группе производится следующим образом:

Р↑ВПкр=Р ↑КР* ГВ1;

Р↑ВПфрв=Р↑ФРВ* ЧВ1;

Р↑ВПчв=Р↑ЧВ* ФРВв,

где Р↑ВПкр , Р↑ВПфрв , Р↑ВПчв — резерв роста выпуска продукции соответственно за счет создания новых раб мест, увеличения фонда рабочего времени и повышения среднечасовой выработки рабочих;

Р↑ КР — резерв увеличения количества рабочих мест;

Р ↑ ФРВ — резерв увеличения фонда рабочего времени за счет сокращен его потерь по вине предприятия;

Р ↑ ЧВ — резерв роста среднечасовой выработки за счет совершенствования техники, технологии, организации производства и рабочей силы;

ФРВв, — возможный фонд рабочего времени с учетом выявленных резервов его роста.

По второй группе резервы увеличения производства продукции счет увеличения численности оборудовании(Р ↑К), времени его работы (Р ↑Т) и выпуска продукции за один машино-час (Р↑ ЧВ), рассчитываются по формулам:

Р↑ВПк= Р ↑К* ГВ1;

Р↑ВПт= Р ↑Т* ЧВ1;

Р↑ВПчв= Р ↑ ЧВ* ТВ.

По третьей группе резервы увеличения выпуска продукции исчисляются следующим образом:

а) дополнительное количество j-го материала делится на норму его расхода на единицу i-го вида продукции и умножается на фактическую цену единицы продукции. Затем результаты суммируются по всем видам продукции:.

Р↑ВП = Σ( Р↑М j :НР ji * Ц i1);

б) сверхплановые отходы материалов делятся на норму их расхода на единицу i-го вида продукции и умножаются на фактическую цену единицы соответствующего вида продукции, после чего полученные результаты суммируются:

Р↑ВП = Σ( Р↓Отхj :НР ji * Ц i1);

в) планируемое сокращение нормы расхода j -го ресурса на единицу i-го вида продукции (Р↓НР) умножается на планируемый к выпуску объем производства i-го вида продукции; полученный результат делится на плановую норму расхода и умножается на фактическую цену данного изделия, после чего подсчитывается общая сумма резерва валовой продукции:

Р↑ВП = Σ( Р↓ НР ji *VВПiпл)/ НР ji * Ц i1.

В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и продаж продукции.

Чтобы выявить данные резервы, необходимо более детально проанализировать использование трудовых ресурсов средств труда и предметов труда на предприятии.