ВОПРОС 4. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ

Экономическое районирование - это установление территориальной структуры производительных сил, выявление специализированных частей народного хозяйства и взаимосвязей между ними.

Экономическое районирование является составной частью региональной экономики, т. к. в результате его проведения выделяются объекты ее исследования. В отечественной экономической географии районообразование принято считать объективным процессом. Он происходит под совокупным воздействием системы факторов производственного, ресурсного, социального и политического характера. Этот процесс тесно связан с административно-территориальным устройством страны, проблемами федерализма и региональной политики.

Экономическое районообразование - результат территориального (географического) разделения труда (ТРТ), которое выступает его методологической основой. Отдельные части страны, имея свою природную, историческую, социально-экономическую специфику, специализируются на производстве одного или нескольких видов продукции или услуг: Каждая территория обеспечивает своей продукцией другие части страны, получая взамен недостающую продукцию. Происходит обмен результатами труда. ТРТ - это закрепление специализации территории на производстве отдельных видов продукции при условии обмена ими с другими территориями. Ключевым в определении ТРТ является понятие специализации. Специализация территории - это преимущественно развиваемые: на ней отрасли общегосударственного значения. Условия специализации территории на производстве какой-либо продукции (услуг):

1. Ее производство дешевле, чем в других районах страны;

2. Эта продукция может выпускаться в значительно большем объеме, чем необходимо для удовлетворения местных нужд;

3. Выпуск продукции обеспечен условиями и ресурсами;

4. Производство необходимо стране;

5. Производству этой продукции способствует выгодное ЭГП, в т. ч. транспортно-географичеекое положение.

Специализация территории складывается исторически. Одна." ко по мере развития хозяйства специализация может изменяться, т. о. она исторически относительна.

В результате районообразования формируются экономические районы. Под экономическими, районами следует понимать части страны, в пределах которых в условиях ТРТ формируется специализированное хозяйство. Экономические районы - это территориальные специализированные части народного хозяйства с тесными внутренними и внешними связями на основе обмени производимых товаров, и других экономических отношений.

Экономическое районирование в практическом смысле необходимо в целях выделения достаточно устойчивых для конкретного этапа развития социально-экономических территориальных образований (единиц), применительно к которым реализует региональная политика государства. Экономическое районировние является основой территориального управления народном хозяйством России. Государственное регулирование хозяйств дает возможность частично устранить возникающие диспропорции в экономической и социальной структуре регионов. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития и регионального управления экономикой. Система экономических районов - основа построения территориально дифференцированных материальных и других балансов для финансирования целевых и региональных программ. Экономическое районирование России имеет свою историю. В ее развитии можно выделить два периода: дореволюционный и советский.

Первые попытки экономического районирования были предприняты в XVIII в, В. Н. Татищевым (для административно-территориального деления России было предложено 16 губерний и 62 провинции). Вопросами экономического районирования в разное время занимались М. В. Ломоносов (методология), Огарев, Арсеньев, Крюков, Д. И. Менделеев и др. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, первые опыты экономического районирования были районированием природно-хозяйственным и сельскохозяйственным. В конце XIX-начале XX вв. появились работы, основанные на базе данных статистики населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства. Наибольший вклад в этот период вносит П. П. Семенов-Тян-Шанский. Он выделил 19 экономических районов.

В советский период экономическое районирование усиленно развивается с 1920-х годов. В 1920 г. был разработан план ГОЭЛ-РО - первый опыт советского экономического районирования. Вся территория делилась на 8 районов, которые предусматривали создание своих электростанций. С самого начала экономическое районирование рассматривается как основа районирования административно-территориального. Была поставлена задача создания новой сетки административно-территориального устройства (1923-1930 гг.) разделением на области, округа и районы.

Начавшаяся на рубеже 1920-х-1930-х годов коллективизация сдерживалась трехзвенной системой административно-территориального устройства - затруднялось руководство административно-командными методами. Поэтому округа упраздняются и образуется современная двухзвенная сетка: область-район. В предвоенные годы в целях планирования, затруднявшегося

возросшим числом краев и областей, вновь возникла задача экономического районирования. Было выделено 13 основных экономических районов. В послевоенный период количество экономических районов возрастает: в 1963 г. до 18. В 1982 г. Северо-Западный район был разделен на два района - Северо-Западный и Северный. В итоге последняя сетка экономического районирования СССР включала 19 экономических районов, из них 11 на территории РСФСР. Эта сетка экономического районирования применяется и для современной РФ.

Научная методология советского экономического районирования была выработана в 1920-е годы в трудах специальных комиссий при Госплане и ВЦИК.

Выделяются следующие основные принципы районирования:

1. Экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть единого народного хозяйства страны с определенным комплексом вспомогательных и обслуживающих производств.

2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, исторически сложившиеся особенности его труда, культуры и быта и условий их дальнейшего преобразования.

3. Административный, определяющий единство экономического районирования и территориально-административного устройства страны, создающий условия для эффективного самостоятельного развития районов 'И укрепления их роли в территориальном разделении труда России.

Эти принципы являются основополагающими и для современной теории и практики экономического районирования России. Контуры границ экономических районов определяются ареалом размещения отраслей рыночной специализации и важнейших вспомогательных производств, но они, проводятся по границам субъектов РФ. :. 'o o'

Среди, производств в экономических районах только часть является отраслями специализации. Кроме них выделяются отрасли, дополняющие хозяйственную структуру: 1) вспомогательные отрасли, обслуживающие потребности отраслей специализации района; .2) .отрасли, обслуживающие потребности населения района.

В настоящее время параметры социально-экономического развития страны устанавливаются применительно к макрорегионам (экономическим зонам) и экономическим районам. В отдельных случаях рассматривают укрупненные экономические районы.

Макрорегионы (экономические зоны) отличаются общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. Главные принципы выделения экономических зон - уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между ресурсами и их использованием. Существует две зоны - Западная (европейская часть страны) и Восточная (азиатская часть страны). Цель выделения - стратегический прогноз развития хозяйства страны.

Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления продукции группы районов в экономических зонах объединяются в мезорегионы (укрупненные районы). В Западной макрозоне выделяют три укрупненных района - Север, Центр и Урало-Поволжье; в Восточной - два укрупненных района - Сибирь и Дальний Восток.

На территории РФ выделяют 11. экономических районов.

В Западной зоне это: Северный, Северо-Западный (Север), Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский (Центр), Поволжский, Уральский (Урало-Поволжье), Северо-Кавказский.

В Восточной зоне: Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский (Сибирь) и Дальневосточный.

Экономическое районирование было сформировано в условиях административно-командной советской экономики (централизованно-плановой). В настоящее время в связи с крахом этой системы и переходом к рынку формируется новая территориальная структура экономики, в т. ч. и под воздействием субъективных: факторов. Районирование должно отражать существующую территориальную структуру экономики и ее изменения, поэтому сетка экономических районов должна совершенствоваться.

В настоящее время практическое использование получила трехчленная таксономия экономических районов. Современное экономическое районирование России включает три основных звена: крупные экономические районы; районы среднего звена- национальные и административные экономические районы; низовые - административно-хозяйственные- районы, городские и сельские районы.

 

ВОПРОС 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ, ФАКТОРЫ И ПРИН-ПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ПРОИЗВ. СИЛ

Производительные силы по территории страны размещаются под влиянием определенных закономерностей, факторов и принципов. Закономерности рассматриваются как пространственная модификация экономических, законов и представляют собой основные тенденции РПС. Среди них основными являются:

1. Закономерность экономической эффективности РПС (пространственная модификация закона экономии времени). С точки зрения данной закономерности рационально такое размещение производительных сил, которое способствует экономии времени и, как следствие, росту производительности труда, исходя из пространственного сближения предприятий всей технологической цепочки производства - добыча сырья, его последовательная переработка, получение и реализация готовой продукции.

2. Закономерность пропорционального размещения производства (пространственная модификация закона пропорционального развития). Она реализуется, во-первых, при гармоничном, соответствующем потребностям друг друга, размещении всех элементов производительных сил в пределах определенной территории (соответствие, например, запасов сырья объемам его добычи и переработки; уровня развития обслуживающих производств потребностям основного, специализирующего; численности и состава рабочей силы требованиям экономики района; масштабов развития инфраструктуры потребностям производства и населения и т. д.). Во-вторых, при динамичном и гармоничном развитии всех регионов страны, предполагающем отсутствие перенасыщенных экономикой (с негативными социально-экономическими и экологическими последствиями) регионов, с одной стороны, и депрессивных и стагнирующих районов, с другой.

3. Закономерность развития ТРТ (пространственная модификация закона общественного разделения труда). Предполагает формирование специализированных экономических районов разного иерархического уровня в соответствии с природно-ресурсной, социально-экономической и национально-демографической спецификой отдельных территорий.

Факторы РПС представляют собой явления, оказывающие детерминирующее воздействие на РПС, создающие или исключающие (возможность локализации определенных социально-зкомических объектов на той или иной территории. Исходя из этого различают факторы делимитации (ограничения развития) и активизации (стимулирующие развитие).

Факторы РПС многообразны и с точки зрения их генезиса и характера воздействия на РПС их классифицируют следующим образом:

а) технико-экономические, или технологические факторы, обусловленные особенностями технологии производственных процессов в тех или иных отраслях а, значит, и условиями размещения (энергоемкие, водоемкие, материалоемкие, трудоемкие и т. д. производства);

б) природные факторы, связанные с использованием природных ресурсов, особенностями природных условий и экологическими ограничениями на тех или иных территориях;

в) социально-экономические факторы, отражающие накопление прошлого труда, характер расселения населения, соотношение городского и сельского населения, уровень развития инфраструктуры, демографический и профессиональный состав населения, уровень оплаты труда рабочей силы;

г) научно-технические факторы, обусловленные уровнем развития научной сферы, проектно-конструкторского дела, наукоемких производств, квалификацией рабочей силы.

Принципы РПС - это основные правила государственной политики в сфере размещения производства и расселения населения. Они учитывают не только закономерности и факторы РПС, но и внеэкономические аспекты - социально-демографические, территориальные, политические, военно-стратегические и др. Принципы разрабатываются и реализуются государством на определенном этапе развития с целью решения конкретных задач и проблем РПС. С изменением социально-экономической и политической ситуации в обществе принципы могут существенно трансформироваться или прекращать действие.

На разных этапах развития страны реализовывались, в частности, следующие основные принципы РПС: выравнивание социально-экономического развития регионов; формирование территориально-производственных комплексов; размещение производства с учетом обороноспособности страны; сдвиг народного хозяйства на восток; освоение природно-ресурсного потенциала северных территорий; ограничение роста крупных и крупнейших городов; активизация развития малых и средних городов; принцип налогового регулирования РПС (при создании свободных экономических и оффшорных зон, наукоградов).

Итак, принципы, во-первых, исторически изменчивы, во-вторых, это политика государства с целью достижения определенных целей по размещению производительных сил на данном этапе социально-экономического развития страны.