ВОПРОС 3. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

В условиях развития рыночных отношений, суверенизации субъектов Российской Федерации особую роль играет изучение региональных особенностей развития экономики страны, так недооценка территориального (регионального) фактора оказала

отрицательное влияние на темпы перехода к рынку. Медленно идет децентрализация, с другой стороны, в ряде случаев наблюдается сепаратизм. Необходимо придерживаться "золотой середины" в отношениях федерального центра и регионов при обязательном сохранении единого экономического пространства. Формирование региональных рынков, развитие местного самоуправления требует глубокого изучения социально-экономических региональных комплексов.

Федерализм и регионализм как форма территориально-политической организации общества является предметом изучения многих наук. Изучением региона как сложного социально-экономического и политического образования занимаются региональная экономика, региональная социология, география. В последние годы формируется комплексная социально-экономическая научная дисциплина "Регионалистика" (регионоведение), изучающая закономерности процесса формирования и функционирования социально-экономической системы региона с учетом природных, исторических, демографических, политических, экономических и экологических особенностей.

В экономической литературе часто встречаются понятия "регион" и "район" как равноправные. В последнее время большинство исследователей, политиков сходятся во мнении, что регионами в России следует считать субъекты Федерации. Регион -это территория в административных границах субъекта РФ, характеризующаяся следующими чертами: комплексностью, целостностью и управляемостью. Целостность означает формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственно-технологических связей, наличие сообщества людей с определенными традициями и образом жизни. Комплексность - это пропорциональное развитие производительных сил, Способность региона осуществлять расширенное воспроизводство на основе собственных ресурсов. Управляемость - это наличие органов управления.

Наиболее существенный показатель определения отраслевой специализации региона - это индекс уровня специализации, рассчитываемый как отношение удельного веса региона в РФ в производстве продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране в производстве всей промышленной продукции.

Региональная политика - это система государственных мер, определяющих взаимоотношения государства с регионами, особый вид государственной политики до регулированию экономического, социального, политического, экологического развития страны в региональном аспекте. Различают: 1) государственную региональную политику, проводимую Федеральным центром и 2) региональную политику, проводимую субъектами РФ в отношении территорий, находящихся под их юрисдикцией.

Основной целью региональной политики на ближайшее десятилетие является стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов РФ, повышение на этой основе благосостояния населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций России на мировой арене и ее роли в международном разделении труда.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- укрепление экономических основ территориальной целостности и стабильности РФ;

- содействие развитию и углублению экономической реформы, формирование во всех регионах многоукладной экономики, становление региональных и общероссийских рынков товаров)труда и капитала;

- сокращение глубоких различий в уровне социально-экономического развития регионов;

- достижение экономически и социально оправданно уровня комплексности и рационализации структуры экономики регионов;

- развитие межрегиональных инфраструктурных систем,

- стимулирование развития районов и городов, располагающих крупным научно-техническим потенциалом - "полюса роста" хозяйства субъектов РФ;

- оказание государственной поддержки территориям экологического бедствия, депрессивным регионам, субъектам с высоким уровнем безработицы и демографических проблем

- разработка и реализация соответствующей политики отношении регионов со сложными условиями хозяйствования(Север, Арктика, Дальний Восток).

Вследствие совокупного действия исторической региональной дифференциации и факторов переходного периода в настоящее время большая часть территории России - это проблемные регионы.

Основные типы проблемных регионов:

1. Слаборазвитые (традиционно отсталые) - регионы, хронически отстающие от среднероссийского уровня (больше половины всех республик - Тыва, Мордовия, Марий Эл, Алтай, северокавказские республики), ряд областей европейской части;

2. Депрессивные - характеризуются наиболее глубоким спадом производства. Сюда относятся, в частности, регионы с высокой концентрацией ВПК и машиностроения, потерявшие госзаказ и инвестиционный спрос;

3. Экологически опасные - регионы, испытывающие последствия различных природных и техногенных катастроф: Мурманск, Кемеровская область, Челябинская область и др.;

4. Приграничные (новые) - регионы, в которых необходимо создать пограничную и таможенную инфрастуктуру (субъекты РФ, граничащие со странами СНГ, а также свободные экономические зоны).